Наследники “Орла” - первенца русского флота

Не менее замечательна история создания первых отечественных линейных кораблей-дредноутов “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”, вступивших в строй в конце 1914г. В их проектировании и строительстве принимали участие выдающиеся русские инженеры-кораблестроители, в том числе А.Н.Крылов и И.Г.Бубнов. Во время 1-й мировой войны эти мощные корабли, вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями с дальностью стрельбы 40км, придали центральной минно-артиллерийской позиции высокую боевую устойчивость, что сделало вход в Финский залив практически неприступным для германского флота. После Октябрьского переворота и Гражданской войны три из них (“Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут”), пройдя ремонт, вошли в состав советского ВМФ под названиями “Парижская коммуна”, “Марат” и “Октябрьская революция”. “Парижская коммуна” (с 31мая 1943г. - “Севастополь”) принимала участие в обороне Севастополя, а “Марат” (с 31мая 1943г. - вновь “Петропавловск”) и “Октябрьская революция” - в обороне Ленинграда и снятии блокады. Как и “новики”, они дожили до 50-х годов, став учебными кораблями, за исключением линкора “Марат”, который получил в 1941г. тяжелые повреждения корпуса.

Три линкора такого же типа построены для Черного моря - “Императрица Мария”, “Императрица Екатерина Великая”, “Император Александр III”. Вступление их в строй обеспечило господство русского флота на Черном море в течение всей войны. Трагично сложилась судьба этих кораблей. “Императрица Мария” взорвалась (видимо, была подорвана германскими агентами) в Севастопольской бухте, “Императрица Екатерина Великая” (“Свободная Россия”) затоплена личным составом в Новороссийске, “Император Александр III” (“Воля”, затем “Генерал Алексеев”) угнан Врангелем в Бизерту.

Четыре легких крейсера типа “Светлана” для Балтики и четыре легких крейсера тина “Адмирал Нахимов” для Черного моря, заложенные незадолго до начала 1-й мировой войны, остались недостроенными и не принимали участия в боевых действиях. Три из них - “Профинтерн”, затем “Красный Крым” (“Светлана”), “Червона Украина” (“Адмирал Нахимов”) и “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”) - вступили в строй в советское время и принимали участие в Великой Отечественной войне на Черном море. “Червона Украина” погибла в 1941г. в Севастопольской бухте в результате попадания вражеской авиабомбы. Остальные крейсера дожили до середины 50-х годов.

Линкоры типа “Севастополь” и “Императрица Мария”, легкие крейсера типа “Светлана” и “Адмирал Нахимов”, эскадренные миноносцы типа “Новик”, подводные лодки типа “Барс” строились в соответствии с Малой и Большой судостроительными программами, принятыми перед 1-й мировой войной,

Промышленный подъем в России накануне войны, сменивший довольно длительную экономическую депрессию, оживление сельского хозяйства, рост экспорта зерна и другой продукции обеспечили быстрое пополнение государственной казны. Это давало возможность правительству ассигновать на строительство флота огромные суммы-до 500млн. руб. золотом единовременно. Не в меньшей степени реализация судостроительных программ зависела и от деятельности Морского министерства. В 1911-1917гг. пост морского министерства занимал адмирал И.К.Григорович, которому удалось реформировать это ведомство, а затем наладить его четкую работу. Он также постоянно поддерживал тесные контакты с Государственной думой и Государственным советом, от которых зависело принятие законов о кредитах для строительства флота.

Крупные военные заказы на строительство кораблей вызвали бурный рост судостроительной промышленности. За короткое время были созданы многочисленные частные судостроительные предприятия - Путиловская, Усть-Ижорская, Мюльграбенская верфи, Русско-Балтийский и Ревельский судостроительные заводы, судостроительный трест “Наваль-Руссуд”, верфь “Ноблесснер”, а также модернизированы казенные судостроительные заводы.

В результате к концу 1917г. Россия создала мощный флот, который с успехом противостоял германо-турецким военно-морским силам на всех морских театрах военных действий.

11 февраля 1918г. В.И.Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике – 4линкора-дредноута, 9крейсеров, 62эскадренных миноносца и миноносца, 26подводных лодок, 5канонерских лодок, 23минных и сетевых заградителя, 110сторожевых кораблей и катеров, 89тральщиков, а также свыше 100различных вспомогательных судов, 70транспортов и 16ледоколов (всего около 600боевых кораблей и судов); на Черном море – 7линейных кораблей, 2крейсера, 20эскадренных миноносцев и 4миноносца, 11подводных лодок (всего около 400кораблей и вспомогательных судов). Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий. Однако уже в первые месяцы своего существования РККФ стал заложником политических игр новых правителей России.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по технологическим наукам

Научный подвиг «Ньютона электричества»
Имя Ампера дано одной из основных электрических единиц. Теперь тысячи людей произносят слово «ампер», почти ничего не зная об этом человеке. В то время, как бренное тело его превратилось в прах, его имя стало достоянием человечества. Французский академик Д. Бертло Тринадцатилетний ав ...