Наследники “Орла” - первенца русского флота

Так был погублен Черноморский флот, за строительство которого народ России заплатил сотни миллионов золотых рублей.

В период Гражданской войны у пирса Балтийского завода в Петрограде сгорел линейный корабль “Михаил Фрунзе” (“Полтава”), три эсминца типа “Новик” погибли на минных заграждениях в Копорской губе, а два таких же корабля по вине Ф.Ф.Раскольникова вместе с ним попали в плен к англичанам. Несколько вполне боеспособных кораблей - линкоры “Андрей Первозванный”, “Император Павел1” (“Республика”), крейсера “Рюрик”, “Адмирал Макаров”, “Баян” и др., - прослуживших к тому времени не более 10-15 лет, в 1922г. были проданы на металлолом в Германию. От мощного в недавнем прошлом Балтийского флота осталось лишь несколько кораблей, могущих выйти в море.

Россия также полностью лишилась кораблей Сибирской флотилии и Флотилии Северного Ледовитого океана. Часть кораблей Амурской флотилии угнали японцы.

Всего иностранные интервенты и белогвардейцы уничтожили, захватили и угнали более 800боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов.

Однако сталинский постулат об обострении классовой борьбы, а также о том, что молодая “страна Советов” окружена кольцом враждебных империалистических государств, которые в любую минуту могут развязать вооруженную агрессию против СССР, заставил партийное руководство любой ценой, несмотря на голод и разруху, срочно приступить к укреплению вооруженных сил страны. Решения о восстановлении Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) были приняты 8-16 марта 1921г. Хсъездом РКП(б) и 16октября 1922г. Vсъездом комсомола.

Восстановление РККФ началось с ремонта и достройки немногих кораблей, оставшихся от бывшего Российского императорского флота.

К середине 20-х годов в Балтийском флоте в строю, а также в достройке и ремонте на петроградских заводах числилось всего лишь немногим более двух десятков кораблей, в том числе линкоры “Парижская коммуна”, “Марат” и “Октябрьская революция”, крейсера “Профинтерн” и “Аврора”, 12эскадренных миноносцев типа “Новик” (“Карл Маркс”, “Энгельс”, “Карл Либкнехт”, “Ленин”, “Сталин”, “Яков Свердлов”, “Калинин”, “Войков”, “Володарский”, “Урицкий”, “Куйбышев” “Артем”) и несколько подводных лодок типа “Барс”.

В состав Черноморского флота к концу 20-х годов вступили пять эсминцев типа “Новик” (“Фрунзе”, “Дзержинский”, “Шаумян”, “Железняков”, “Незаможник”) и два крейсера (“Коминтерн”, “Червона Украина”), которые удалось отремонтировать и достроить. В 1929-1930гг. из состава и без того малочисленного Балтийского флота на Черное море перешли линкор “Парижская коммуна” и крейсер “Профинтерн” (“Светлана”).

В 1932г. на Черном море после модернизации и достройки вступил в строй крейсер “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”). Позднее, также из состава Балтийского флота, на Север были направлены эскадренные миноносцы типа “Новик” - “Карл Либкнехт”, “Куйбышев” и “Урицкий”, - а на Дальний Восток - “Сталин” и “Войков”.

Началу строительства новых кораблей РККФ предшествовала длительная и довольно бесплодная дискуссия сторонников оборонительного (так называемого москитного) флота и приверженцев мощного океанского флота. Поскольку средства на строительство кораблей были весьма ограниченными, верх одержали сторонники прибрежного “москитного” флота и стратегии “малой войны”.

В результате в основу первой советской программы военного кораблестроения, утвержденной Советом Труда и Обороны 26ноября 1926г., легла оборонительная военно-морская доктрина, предусматривавшая создание легких сил прибрежного действия.

Эта шестилетняя программа военного кораблестроения, с одной стороны, отражала положения теории оборонительной (так называемой малой войны), но с другой - неадекватно оценивала уровень производственной базы судостроения в стране, что явилось причиной неоднократного ее пересмотра в сторону сокращения. В окончательном виде она была запланирована на 1926/27-1929/30гг. и предусматривала финансирование в два этапа. В первую очередь предполагалось построить шесть торпедных катеров, восемь сторожевых кораблей и шесть подводных лодок, а также достроить и восстановить несколько старых кораблей. Вторая очередь судостроительной программы по количеству кораблей превышала первую и включала десять сторожевых кораблей, 30торпедных катеров и шесть подводных лодок.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Другое по технологическим наукам

Запланированная случайность
Неординарным был путь к этому открытию. Около сотни лет блуждали ученые многих стран рядом с истиной, но случилось то, что случилось. Наш рассказ о том, как неудачные гипотезы далеко уводят исследователей от истины и в то же время нелепые предположения приводят к блестящим результатам, подтверждая ...