Наследники “Орла” - первенца русского флота
В советском ВМФ такими кораблями стали ракетные крейсера типа “Варяг” и большие противолодочные корабли, которые на первых этапах своего развития мало чем отличались от таких многоцелевых кораблей, как прежние эскадренные миноносцы. Одновременно появились малые ракетные корабли и ракетные катера, которые строились в корпусах торпедных катеров.
В конце 60-х годов подводные лодки ВМС США с атомными энергетическими установками, вооруженные межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, которые стали нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок (вероятного противника).
Длительное пребывание в море в отрыве от своих баз, требование быстрого обнаружения подводных лодок и последующего поддержания с ними надежного контакта для возможности эффективного уничтожения, а также необходимость самозащиты в автономном плавании послужили резким толчком к качественному изменению тактико-технических характеристик противолодочных кораблей.
На вооружении ВМФ появляются новые типы противолодочных кораблей с большой автономностью плавания, оснащенных эффективными гидроакустическими средствами, мощным противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Дальнейшим развитием противолодочных кораблей стало создание противолодочных крейсеров.
Для авиационного прикрытия оперативных соединений противолодочных кораблей и придания им боевой устойчивости потребовались новые для советского ВМФ классы кораблей - ими стали авианесущие крейсера и тяжелые авианесущие крейсера. Одновременно получили дальнейшее развитие (как ударные корабли надводных сил) ракетные крейсера.
Такова до недавнего времени была логика мышления, определявшая развитие надводных сил советского ВМФ, - мышления, которое трудно отвергнуть одним махом, но приведшего, как известно, к невероятным военным расходам, которых не смогла выдержать экономика.
Сейчас в составе нашего флота находится несколько типов авианесущих кораблей: авианесущие крейсера-вертолетоносцы типа “Москва”, авианесущие крейсера с самолетами вертикального взлета и посадки типа “Новороссийск” и один тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”. Постройка двух других тяжелых авианесущих крейсеров этого типа прекращена.
Дальнейшим развитием класса ракетных крейсеров явилось создание серии новых ракетных крейсеров типа “Слава”.
Название “Слава” в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774гг. с Турцией; в конце XVIIIв. его сменил 38-пушеч-ный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль “Слава”.
Крейсер “Слава” вступил в строй в январе 1983г. Водоизмещение “Славы” - 11тыс.т., скорость - более 30узлов. По своим боевым возможностям “Слава” намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса. Ракетные комплексы “корабль-корабль”, зенитные системы ПВО и ПРО артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня и ближнего боя, торпедные аппараты-все это делает “Славу” мощным современным ударным кораблем.
На крейсерах этого типа значительно улучшены условия жизни - там есть все, что необходимо для нормальной жизни и отдыха во время длительных морских походов- теле- и радиоузлы, медчасть, библиотека, кинозал, прачечная, пекарня парикмахерская, спортзал и даже сауна. Команда крейсера - около 500человек, из которых свыше 60-офицеры.
Родоначальником следующего поколения ракетных кораблей стал крейсер “Киров”. Его главная энергетическая установка обеспечивает практически неограниченную дальность плавания. “Киров” - первый боевой надводный корабль ВМФ с ядерной энергетической установкой.
В составе ВМФ находятся еще три крейсера типа “Киров” - “Калинин”, “Фрунзе”, “Юрий Андропов” (В соответствии с указом Президента России крейсера “Киров”, “Калинин”, “Фрунзе” и “Юрий Андропов” в 1992г. соответственно переименованы в “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Лазарев” и “Петр Великий”). “Киров” был спущен на воду в конце 1977г и еще два с лишним года достраивался на плаву В 1980г он прошел испытания и вошел в состав Северного флота Его водоизмещение 24300т, что в 2,5раза превышает водоизмещение атомного крейсера типа “Вирджиния” (11300т) и в 1,5раза - “Лонг-Бич” (17500т). На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 20тыс.л.с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе Крейсер развивает полную скорость более 30узлов, под котлами – не менее 14. Главное оружие - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности, состоящий из 20пусковых установок (ПУ), 12ПУ зенитных управляемых ракет средней дальности; 1х2ПУ ракетно-противолодочного комплекса – 2х2 артустановки среднего и 8х1 малого калибра; 2х6 и 1х2 реактивные бомбовые установки. Автономность по запасам продовольствия – 60суток. Солидны и размерения атомохода – длина – 252м, ширина - 28, осадка – 11м. На корабле базируются три вертолета в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для этого предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлетно-посадочная площадка. Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ, автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами, радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т.п. Таким образом, атомные крейсера типа “Киров” вобрали в себя практически все новинки боевых и технических средств, созданных в последние годы. За счет автоматизации и компьютеризации процессов управления оружием и техническими средствами резко сократилась численность личного состава: 610человек (из них 82офицера). Вспомним, что на одинаковом по водоизмещению (25464т) линейном корабле “Октябрьская революция” экипаж был больше в два раза (1411человек).
Другое по технологическим наукам
Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год. Начало внедрения реактивной техники
За
период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных
успехов. Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой Отечественной войны,
вдохновленные исторической победой нашего народа над врагом, советские авиаторы
активно включились в работу по восстановлению народного хозя ...