Естествознание и техника в Росиии XX в.

КОМАРОВ ВЛАДИМИР ЛЕОНТЬЕВИЧ (1869–1945)

Ботаник, географ и путешественник, академик (1920), президент АН СССР (1936–1945).

Окончил Петербургский университет (1894). С 1898 г. преподавал там же, одновременно (с 1899) работал в Петербургском ботаническом саду.

Осуществил ряд ботанических экспедиций в Среднюю Азию и на Дальний Восток, где собрал богатые гербарные коллекции. В монографии "Флора Маньчжурии" описал около 1 700 видов растений, из них 84 впервые. Автор фундаментального труда "Введение к флорам Маньчжурии и Китая".

Один из создателей морфолого-географического метода в систематике растений, внес большой вклад в становление общетеоретических взглядов на происхождение и развитие видов растений.

В 1932 г. возглавил авторский коллектив издания "Флора СССР" (1934–1964).

КОНСТРУКТОРЫ САМОЛЕТОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Первыми в нашем небе появились истребители с маркой "И". Постепенно идея специальной истребительной авиации получила всеобщее признание. В 1925–1930 гг. лучшим по маневренности самолетом-истребителем явилась машина И-5, созданная Николаем Николаевичем Поликарповым (1892–1944) и Дмитрием Павловичем Григоровичем (1883–1938). Другая созданная в те годы Поликарповым машина Р-5 участвовала в перелете Москва – Анкара – Тегеран – Кабул – Москва и, пройдя без повреждений 10 тыс. км, заняла на международном конкурсе в Тегеране первое место.

Творческой путь конструктора Поликарпова отмечен созданием оригинальных летных машин: один за другим появлялись истребители И-15 и И-153 с убирающимися в полете шасси, моноплан с одной парой крыльев И-16, который был самым скоростным истребителем своего времени.

Из многих созданных Поликарповым машин следует особо отметить самолет У-2, переименованный в 1944 г. после смерти автора в ПО-2. Этот маленький самолет в течение более четверти века нес в авиации большую и почетную службу.

С именем конструктора Семена Алексеевича Лавочкина (1900–1960) связано создание высокоскоростных истребителей Ла-5 и Ла-7, которые к концу Великой Отечественной войны стали хозяевами неба.

Авиаконструктор Артем Иванович Микоян (1905–1970) создал (в соавторстве) первый высотный скоростной самолет-истребитель, названный автором МиГ. В послевоенные годы в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) А. Микояна были созданы многоцелевой истребитель МиГ-21И (1958), многоцелевой истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23М (1967), многоцелевой истребитель МиГ-29 (1982) и др.

Среди создателей истребителей выделяется фигура Александра Сергеевича Яковлева (1906–1989). Во время обучения в Военно-воздушной академии он создал авиэтку — свою первую летательную машину с мотором, которая в 1927 г. пролетела без посадки от Севастополя до Москвы за 15 часов 30 мин., покрыв расстояние в 1 420 км. Целая серия истребителей, отмеченных маркой "Як" и отличающихся рекордными показателями скорости, мощности вооружений, принесли их автору всеобщую славу.

Широко известен созданный в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени авиаконструктора Павла Осиповича Сухого (1895–1975) истребитель СУ-27 (1981), который в настоящее время является лучшим в мире среди истребителей для завоевания превосходства в воздухе.

КОРОЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1907–1966)

Академик (1958), лауреат Ленинской (1957) премии. С именем этого ученого связано начало эры освоения человечеством космического пространства.

В 1933 г. он возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД), целиком отдав себя новой отрасли знаний — ракетостроению. Он создал первый в мире ракетный планер, первую советскую крылатую ракету. Вслед за созданием ракет Королев стал главным конструктором ракетно-космических систем. На них впервые в мире были осуществлены запуски искусственных спутников Земли (первый запуск — 4.X.1957), доставлен вымпел на Луну (IX.1959), произведен облет и фотографирование обратной стороны Луны (X.1959), осуществлены первый полет человека в космос (12.IV1961), первый групповой полет (VIII.1962), первый выход человека в космическое пространство (III.1965). Под руководством Королева были проведены первые полеты советских межпланетных станций к Венере (1961–1965), Марсу (1962), создан межпланетный разведчик "Зонд" и др.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...