Естествознание и техника в Росиии XX в.
ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ (1843–1920)
Естествоиспытатель-дарвинист, один из основоположников российской школы физиологов растений, чл.-корр. Российской АН.
"Вечным спутником", книги которого и через 50 лет будут полны остроты и научного интереса, называли ботаника К. А. Тимирязева. Его произведения "Чарльз Дарвин и его учение", "Жизнь растения", "Солнце, жизнь и хлорофилл", "Наука и демократия" — непревзойденные образцы научной популяризации. Сам ученый так выразил свое жизненное призвание: "С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа". Окончив Петербургский университет (1865), будущий ученый стажировался за границей. А после защиты магистерской (1871) и докторской (1875) диссертаций возглавил кафедру анатомии и физиологии растений Московского университета. Основная заслуга Тимирязева-ученого — в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза. Он впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза; показал, что интенсивность последнего пропорциональна поглощенной энергии. Ученый считал фотосинтез, осуществляемый зелеными растениями, первоисточником органического вещества и запасаемой энергии, необходимой для жизнедеятельности всех организмов.
Много внимания уделял Тимирязев популяризации истории науки: его перу принадлежат фундаментальные работы "Наука. Очерк развития естествознания за три века (1620–1920)", "Основные черты развития биологии в XX столетии" и др.
Имя Тимирязева носит бывшая Петровская академия. А в Москве стоит памятник, на котором выбиты слова: "К. А. Тимирязеву. Борцу и мыслителю".
"ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКА"
Так называли лучший танк Второй мировой войны Т-34, созданный коллективом конструкторов во главе с Михаилом Ильичом Кошкиным (1898–1940), Александром Александровичем Морозовым (1904–1979) и Николаем Алексеевичем Кучеренко (1907–1976). Был принят на вооружение Красной Армией в 1939 г. Он помогал нашим частям срывать гитлеровские планы молниеносной войны. Не было танка, который по мощности вооружения, надежности броневой защиты, небольшому весу, проходимости, удобству боевой маневренности мог бы сравниться с танком Т-34.
ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1888–1972)
Один из основоположников отечественного самолетостроения.
Еще в студенческие годы он связал свою жизнь и судьбу с авиацией. В 1918 г. совместно с Н. Е. Жуковским и другими учеными принимал участие в организации в Москве Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Там он и возглавил конструкторское бюро (КБ), в котором разрабатывались впоследствии все его самолеты. В 1924–1925 гг. конструктор создал первые цельнометаллические самолеты — АНТ-2 и АНТ-3. На его самолетах выполнены уникальные перелеты: спасение на АНТ-4 экипажа затертого льдами в Беринговом проливе парохода "Челюскин" (1934), беспосадочные перелеты на АНТ-25 в США через Северный полюс экипажей Чкалова и Громова (1937), высадка научной экспедиции "Северный полюс" во главе с Папаниным (1937).
Во время Великой Отечественной войны создавал самолеты-бомбардировщики, в послевоенные годы — реактивный бомбардировщик Ту-12 (1947), первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), Ту-124, Ту-134, Ту-154. Всего под его руководством было сконструировано более 100 типов самолетов.
Его заслуги были отмечены не только на родине, но и за рубежом. Так, в 1970 г. Национальный центр развития средств воздушного транспорта Италии присудил Туполеву премию им. Леонардо да Винчи.
Другое по технологическим наукам
Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В
современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое
применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен
принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от
двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения
о ...