Дизельные энергетические установки
В 1948г. на заводе “Русский дизель” началось создание двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями марки 47А-16 мощностью 6000л.с. Начиная с 1961г. дизели размерности 23/2х30 начали серийно выпускаться под новыми обозначениями “58” (4500л.с.), “61” (6000л.с.) и “68Б” (8000л.с.). Эти дизели по своим перспективным конструкторским решениям и достигнутым техническим параметрам оказались на уровне мировых образцов. За большие заслуги по созданию дизелей “61” группе специалистов завода присуждена Государственная премия СССР. Деревянные беседки для дачи
В 1945г. заводу “Звезда” поручены работы по доводке и освоению производства дизеля М-50, прерванные войной. Дизель был необходим для установки на боевые катера вместо применявшихся до этого бензиновых двигателей, имевших повышенную взрывопожароопасность. Уже в 1947г. начато серийное производство этого дизеля, а к концу 1948г. флоту было поставлено 100 двигателей М-50. В 1948г. группе специалистов завода была присуждена Государственная премия СССР за коренное усовершенствование двигателей М-50 для боевых кораблей и внедрение их в судостроение. В дальнейшем дизель типа М-50 (12ЧН18/20) получил весьма широкое применение во многих областях народного хозяйства (судостроение, тепловозостроение, дизельные электростанции и т.д.). В настоящее время семейство дизелей М-50 насчитывает более 120 модификаций.
Уже в начале 50-х годов создатели новых проектов военных кораблей поставили перед заводом “Звезда” новую задачу: создать легкий дизель агрегатной мощностью не менее 4000л.с., для чего в 1953г. было организовано опытное конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили В.М.Яковлева. Уже в 1956г. дизель М-503 мощностью 4000л.с. при частоте вращения 2200об/мин был поставлен на межведомственные испытания, а в 1958 г. начался его серийный выпуск. Параллельно с подготовкой серийного производства дизелей М-503 велась разработка более мощного дизеля М-504 мощностью 5000л.с., серийный выпуск которого начался в 1960г. В 1965г. за создание и освоение серийного производства дизелей М-503 и М-504 группе специалистов завода была присуждена Ленинская премия.
Бурное развитие отечественного кораблестроения потребовало от дизелестроителей дальнейшего увеличения агрегатных мощностей дизелей. Для решения этой задачи на заводе “Звезда” велись интенсивные работы по созданию агрегата мощностью 10000л.с. В 1967г. такой дизель-редукторный агрегат (ДРА) марки М-507 был выставлен на межведомственные испытания, а в 1968г. началось его серийное производство. К настоящему времени общее число модификаций дизелей семейства М-500 превышает 20. Из технических показателей, представленных в табл. 3, видно, что по массогабаритным показателям они и сегодня не имеют конкурентов.
Таблица 3
Технические показатели дизелей послевоенной постройки для надводных кораблей
Технические показатели |
Марка дизеля | ||||||
М-50 12ЧН 18/20 |
М-503 42ЧН16/17 |
М-504 56ЧН16/17 |
ДРА М-507 2х56ЧН16/17 |
"58" 16ДПРН23/2х30 |
"61" 16ДПРН23/2х30 |
"68" 18ДПРН23/2х30 | |
Полная мощность, л.с. |
1000 |
3300 |
5000 |
10000 |
4500 |
6000 |
8000 |
Частота вращения коленчатого вала |
Высокооборотные двигатели |
Высокоресурсные дизели | |||||
1700 |
2000 |
2000 |
2000 |
643 |
850 |
900 | |
Удельная масса двигателя, кг/л.с. |
1,7 |
1,89 |
1,49 |
1,7 |
8,9 |
6,65 |
5,2 |
Завод изготовитель |
"Звезда" |
"Русский дизель" |
Другое по технологическим наукам
Великий физик Америки
Известный
американский писатель М. Уилсон в своей книге «Американские ученые и
изобретатели» писал о Джозефе Генри: «Век с четвертью и целая эпоха в области
знаний отделяли электростатику Франклина и электродинамику Максвелла. И большая
часть этих знаний была добыта одним человеком – Дж. Генри... ...