Дизельные энергетические установки
На торпедной ПЛ проекта 877 нового поколения с нормальным водоизмещением 2500т применена одновальная ЭУ по дизель-генераторной схеме с полным электродвижением на всех режимах хода. На ней устанавливаются два дизель-генератора марки ЗОДГ мощностью по 1500кВт, один главный гребной электродвигатель мощностью 5500л.с., один электродвигатель экономического хода мощностью 130л.с. и два электродвигателя резервного движения по 102л.с. побортно с резервными линиями вала. Благодаря такой комбинированной установке достигнуты приемлемая мощность и полная подводная скорость.
Некоторые технические показатели лодочных дизелей и дизель-генераторов послевоенной постройки представлены в табл.2. Устойчивая и экономичная работа дизелей в условиях значительного противодавления в выхлопном коллекторе (3-5м.вод.ст.) обеспечивается поддержанием высокого давления воздуха в ресиверах, для чего у двухтактного дизеля 37Д применен приводной роторный компрессор, а у четырехтактных двигателей 42Д, 43Д и ЗОДГ установлены турбокомпрессоры с высоким КПД.
Таблица 2
Технические показатели лодочных дизелей послевоенной постройки
Технические показатели |
Марка дизеля | ||
37Д 6ДН39/45* (см. табл. 1) |
42Д 6ЧНЗО/38 |
43Д 12ЧНЗО/38 | |
Мощность в надводном положении, л.с. |
2000 |
2000 |
4000 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
500 |
750 |
750 |
Давление наддува, кгс/см2 |
1,25 |
2,8 |
2,8 |
Удельная масса двигателя, кг/л.с. |
11,3 |
7,0 |
6,1 |
Использование в составе |
613,611 |
641Б |
651 |
ЭУ ПЛ (проекты) |
629,633 | ||
Примечание. В качественных параметрах дизелей послевоенной постройки наглядно просматривается тенденция уменьшения удельной массы двигателя. |
Дизели Коломенского завода отличаются оригинальностью компоновки, высокой форсировкой рабочего процесса, уникальными системами воздухоснабжения, низкими расходами топлива, высокими показателями надежности и передовыми технологиями производства. В 1971г. группе специалистов завода была присуждена Государственная премия СССР за создание и организацию производства лодочных двигателей марок 42Д и 43Д.
Особым направлением в развитии дизельных энергетических установок подводных лодок является поиск принципиально новых схем систем и средств, обеспечивающих их длительную и эффективную работу в подводном положении на химическом топливе без доступа атмосферного воздуха. Исследования по этой проблеме начались в Советском Союзе еще в 30-е годы и продолжались в послевоенный период. Теоретически и экспериментально были исследованы следующие энергетические установки ПЛ с единым двигателем (дизелем):
установка РЕДО (автор С.А.Базилевский), в которой в замкнутый контур подавалось необходимое количество газообразного кислорода (из цистерны запаса жидкого кислорода), а избыточный углекислый газ удалялся из контура в баллоны;
установка ИВР (автор Б.Д.Злотопольский), в которой избыточный углекислый газ удалялся из замкнутого контура не в баллоны, а в специальную абсорбционную колонну, где растворялся в прокачиваемой забортной воде;
установка ЕДВВД (главный конструктор И.П.Янкевич), в которой избыточный углекислый газ удалялся из замкнутого контура через отверстия в ступице гребного винта в насадку, где он перемешивался с забортной водой и растворялся в ней. В последующем эта установка была значительно усовершенствована путем отработки принципиально новой системы удаления избыточной углекислоты из замкнутого контура с возвратом остаточного кислорода в цикл (авторы Ю.Н.Чекалов и Г.Х.Баракан).
Другое по технологическим наукам
Происхождение «Геологии старой Земли» и ее влияние на жизнь в XXI веке
Сегодня мало кто сомневается в том, что
вселенной и земле – миллионы лет. Но так было не всегда, и ныне число людей,
отвергающих эту идею, быстро растет. Идея о том, что земле очень много лет,
получила развитие в XIX веке благодаря геологии и встретила отпор со стороны
группы христиан – как ученых ...