Русская культура в эпоху Нового времени

Эпоху XIX века принято подразделять на следующие этапы:

первая половина - предреформенная культура;

60-90-е годы - пореформенная культура.

Предреформенная культура

Социальный фон, на котором развертывались культурные процессы в дореформенное время, во многом предопределил их содержание. Надежды на либеральные реформы, которые внушал в начале своего царствования Александр I, рост патриотических настроений в связи с изгнанием Наполеона из России сменились ужесточением полицейских функций режима при императоре Николае I, особенно после восстания декабристов в 1825 г. На это накладывался кризис феодально-крепостной системы. Он сопровождался оформлением класса предпринимателей и слоя разночинной интеллигенции. Новые социальные группировки несли вместе с собой и новый тип сознания. Он утверждал себя на противопоставлении официозу.

Первым критиком официальной идеологии был П.Я. Чаадаев, автор "Философических писем", в которых он сформулировал свое представление об исторической судьбе России, особенностях ее народа. Отныне эта тема станет определяющей в размежевании позиций общественной мысли. Сам же Чаадаев высказал столь широкий спектр идей, что они дали начало одновременно и западничеству, и славянофильству. Его ориентация на Запад как столбовую дорогу мировой духовности определила направление поисков западников, а мысль об особом предназначении России стала отправным пунктом для славянофилов.

Итак, в условиях социально-экономического кризиса николаевской России под влиянием идей П.Я. Чаадаева в 30-40-е годы XIX в. оформляются две линии в русской культуре, которые во многом будут определять направление ее развития.

Одна линия сосредоточится на объяснении национальной специфики, поиске корней самобытности, выявлении черт психического склада русского народа, его национального самосознания. Ее будет отличать интерес к устойчивым составляющим национальной культуры, глубинным процессам, задающим целостность культурного состояния нации. Мировоззренческая ориентация позволяет назвать эту линию культурного самосознания центростремительной, в широком смысле - культурно-самобытной. Ее фундамент базируется на утверждении формообразующей черты русского национального характера - соборности, основы всех социальных институтов страны, построенных на доверительных отношениях власти и народа. Ею задается доминирующий тип "цельной" личности - носителя "живого знания", рожденного из синтеза роли и логики, противостоящего стяжательству и бездуховности. Историческая миссия России - показать миру, как избавиться от политического и классового противостояния. В условиях секуляризации культуры, усиления настроений ниспровергательства, нигилизма, обличительства позитивным полюсом остается только народная среда, корнями уходящая в родную почву и питающаяся ее здоровыми соками.

Эта линия проходит через столетия. К ней можно в той или иной мере отнести:

ученых: М.Ломоносова, Д.Менделеева, И.Павлова, В. Ключевского;

писателей: Г.Державина, В.Жуковского, Н.Карамзина;

идеологов славянофилов: А. Хомякова, братьев Аксаковых, братьев Киреевских, К. Случевского, Н. Данилевского;

собирателей русского фольклора: А. Афанасьева, Н.Рыбникова, П. Якушкина;

деятелей "русского культурного ренессанса" конца XIX - начала XX веков: Д. Мережковского, В. Розанова, М. Гершензона, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка;

литературного критика Ал. Григорьева;

писателей русской эмиграции 20-х годов XX века: Г.Федотова, Н. Лосского, братьев Трубецких. Много общего обнаруживают с этой линией взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Магнетизм вращения Франсуа Араго
Стремясь ревностно к открытиям, он был осторожен в своих выводах и больше всего любил прокладывать новые пути, по которым можно было прийти к установлению тождества причин разнородных явлений. Расширяя для ученых пределы знания, он обладал удивительным даром распространять вокруг себя приобретенны ...