Русская культура в эпоху Нового времени
В провинции в 1716-1725 гг. открываются, наряду с 46 духовными (епархиальными), 32 так называемые "цифровые" школы для изучения математики, геометрии.
По проекту императора, но уже после его смерти в 1725 г. открылось второе после Московской славяно-греко-латинской академии, учрежденной в XVII в., высшее учебное и научно-исследовательское заведение - Санкт-Петербургская академия.
Важное значение для культуры этого и последующих периодов истории XVIII века имело увеличение печатной продукции, в которой главное место занимали правительственные постановления и учебные пособия ("Арифметика" Магницкого, "Азбука", "Букварь", "Грамматика"). В 1703 г. вышел первый номер газеты "Ведомости", где печатались также официальные материалы.
Можно было бы приводить и другие факты нововведений в культуру петровской эпохи. Но в оценке сущности, характера культуры того или иного времени главное не сами факты, а тот смысл, который они собой выражают, какое духовное содержание они несут, во имя чего и для чего создаются те или иные произведения. Для рассматриваемого нами времени это особенно важно.
Социокультурный смысл реформ Петра
Обратимся к Г. Флоровскому. Приобщение к Западу, утверждает он, не главная цель и результат петровских реформ. "Новизна петровских реформ не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом", - пишет автор. Петр создавал и воспитывал психологию переворота, у него был характер революционера, он хотел, чтобы всё решительно изменилось и переменилось. "Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол", означавший сдвиг и даже надрыв в душевных глубинах народной жизни5.
В эту эпоху новизна проникает во все сферы жизни, ведущей культурной доминантой становится принцип свободы творчества, независимости от священных и мирских авторитетов. В ходе мировоззренческого переворота рождается представление о личности человека, ее внесословной ценности. Всякое достижение и новшество начинают рассматриваться как дело рук человеческих. Российское общество выходит из средневековой вневременности, обретает историю как память о прошлом и урок настоящему.
Вместе с идеей быстротечности времени получают развитие виды искусства на потребу публике, начинается борьба с этикетностью слова, наблюдается его десакрализация, то есть уменьшение его священного, ритуального смысла. Это отражается не только на содержании произведений, но и на форме их исполнения. Гражданский шрифт, газетное дело, журналистика - этапы на пути развенчания чуда слова в пользу информативности, сенсационности.
Вместе с тем нарастает словесная иносказательность как способ выживания культуры в условиях ее огосударствления. "Все есть государево дело" - декларировала эпоха "просвещенного абсолютизма", опиравшаяся на просветительские идеалы и эстетику классицизма. Ее апофеозом стало завершение процесса церковной секуляризации, то есть освобождения всех сфер жизни общества от влияния церкви. Лишившись в Петровскую эпоху статуса политической независимости, а в Екатерининскую - экономической самостоятельности, Русская Православная Церковь потерпела историческое фиаско, за которым последовало нарастание безрелигиозных и даже антирелигиозных настроений в передовой части общества. Лишь народная среда оставалась питательной почвой православия в России. Народная вера в Христа была душевной и теплой, но глубоко не осмысленной, тесно переплетенной с обычаями старины.
Другое по технологическим наукам
Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В
современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое
применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен
принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от
двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения
о ...