Русские изобретатели Черепановы

Паровые машины были более эффективны, надежны и, главное, универсальны. Они исключали наличие в одном месте и производства, и водного источника как энергоносителя. В случае тепловых двигателей топливо можно было подвозить на гужевом транспорте и отсутствие или нехватка гидроресурсов более не являлись факторами, ограничивающими технологические процессы. Именно о недостатке воды, "малости воды", "глубинах заводских рукотворных трудов в вершок" чуть ли не в каждом письме с тревогой писал директор заводов Н. Д. Данилов Демидову. Ситуация стала критической после вспыхнувшего в октябре 1825 г. на Медном руднике пожара, в котором сгорела водоотливная конная машина. Необходимость оснащения производства паровыми машинами стала еще более очевидной. Тем не менее развитие тепловых двигателей шло намного медленнее, чем того требовала производственная ситуация. Причин тому было несколько.

Неизвестность и новизна "огненных машин" вызывали в отношении их у Н. Н. Демидова, администрации заводов и мастеровых сдержанность и даже настороженность. Им была ближе и понятнее существовавшая энергетическая база производства. Таким настроениям способствовали также избыточность и дешевизна конных и людских ресурсов.

Аргументом против форсированного внедрения в производство паровых машин было быстрое истребление лесов, поскольку практически единственным топливом для тепловых установок в первой трети XIX в. являлась древесина. Минеральное топливо еще не применялось, хотя угольные месторождения на Урале были уже известны. Бесконтрольная вырубка лесов вызывала естественную тревогу властей. В октябре 1841 г. вышел даже специальный указ Николая I Уральскому горному правлению, направленный на сдерживание развития паровой техники и предписывавший "впредь без разрешения горного правления никаких перемен в заводских и горных устройствах не делать".

Развитие новой энергетической базы производства сдерживалось и монополией иностранцев на изготовление и размещение теплосиловых установок. В таких непростых условиях начиналась работа Е. А. Черепанова по постройке паровых двигателей.

Первая паровая машина была создана Черепановым в 1820 г. Это был маломощный двигатель, в постройке которого принял участие и 17-летний сын изобретателя Мирон. Двигатель еще не выполнял постоянных производственных функций, но опыт его изготовления заложил основы для сооружения более мощных установок. Именно эту машину имел в виду механик, когда, находясь в Англии, в отчете на имя Н. Н. Демидова писал: "Также я видел при угольных ямах паровые машины различной величины, коими вытаскивается уголь и отливается вода… таковую можно будет сделать и у нас при Медном руднике для отливки воды, каковую я могу сделать, видевши многие здесь и зная оное на практике, так как я делал одну в заводе в своей фабрике, которая вертела токарный станок противу силы двух человек; а для меня все равно сделать как большую, так и маленькую".

По возвращении из Англии в 1822 г. Ефим Черепанов приступил к постройке парового двигателя мощностью 4 л. с. В служебной записке изобретатель отмечал, что "огненная машина пригодна может быть и на подъеме руды или из некоторых шахт воды, разумеется, в таком случае, где она может быть полезнее и где по действию своему удобнее окажется".Сооружение машины было завершено весной 1824 г. Однако в силу различных мнений в заводском руководстве о том, как использовать установку, ее первоначально смонтировали на мукомольной мельнице и лишь в 1831 г. переместили в Выйское механическое заведение, где "оная с отменной пользой была приспособлена к токарным станкам".

Для ознакомления с развитием паросиловой техники горнометаллургического производства Н. Н. Демидов в 1825 г. отправляет Черепановых вместе с группой мастеров нижнетагильских заводов в Швецию. Посетив заводы, рудники, шахты, русские мастеровые утвердились во мнении о примерно равном уровне технического развития двух стран. Возвратившись на родину, Е. А. Черепанов сразу же предложил построить для Анатольевской шахты Медного рудника новую, более мощную паровую машину.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
30-е гг. XX в. ознаменовались полетами стратостатов - высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь - космических лучей) на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолетов, а также геофи ...