У истоков
В конце XIX века Киев был крупным административным, культурным и торговым центром Юго-Западного края России. Этому способствовали удобное расположение города на водных и железнодорожных путях, бурное развитие сахарной, мукомольной, мясо-молочной и других отраслей промышленности в прилегающих к нему районах.
Первые случаи применения электричества в Киеве для нужд освещения известны с 70-х годов прошлого века. В 1878г. русский инженер А.П.Бородин оборудовал токарный цех Киевских железнодорожных мастерских четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Каждый фонарь имел свою электромагнитную машину Грамма. Фонари были расположены в два ряда в шахматном порядке. Угли рассчитаны на 3ч работы. В 1880г. для освещения мастерских Днепровского пароходства были применены лампы П.Н.Яблочкова.
В 80-х годах в Москве и Петербурге строятся первые городские электростанции общего пользования, создаются благоприятные условия для широкого применения электрического освещения в быту и промышленности. Не желая отставать от жителей столиц, киевские промышленники начинают освещать свои особняки с помощью отдельных «домовых» электрических установок. В 1886г. было установлено электрическое освещение в парке «Шато-де-Флер» (теперь стадион «Динамо»). Опыт использования электрического освещения продемонстрировал его огромные преимущества перед другими видами освещения. Через 10 лет в Киеве начала действовать первая электрическая станция общего пользования.
Первый контракт на устройство электрического освещения города был заключен с обществом «Савицкий и Страус», в состав которого входили коммерсанты Киева. Работы по сооружению электрической станции выполнялись отечественными специалистами. Осветительные линии прокладывали отставные унтер-офицеры минных классов из Петербурга. Они же монтировали оборудование. Консультировали проект и строительство известный ученый профессор физики Киевского университета Н.Н.Шиллер и начальник киевского железнодорожного училища И.М.Мацон, имевший ученую степень по электротехнике. Главным инженером общества «Савицкий и Страус» стал инженер-технолог М.К.Бахмутов.
Первая центральная электрическая станция Киева общего пользования начала работать в конце 1890г. Станция давала ток для освещения городского театра, Крещатика и домов частных абонентов. Она была расположена в каменном здании на Театральной площади (площадь, где теперь находится Государственный академический театр оперы и балета им. Т.Г.Шевченко. Там был расположен театр, сгоревший в 1895г.) и имела изолированную котельную, машинное отделение и распределительное устройство. В котельной были установлены три паровых котла, отапливавшихся дровами. Вода поступала из городского водопровода. Котлы давали пар для трех горизонтальных двухцилиндровых паровых машин по 60л.с. (44,1кВт) каждая. Эти машины приводили в действие три динамомашины Сименса. Кроме того, для питания 14 дуговых фонарей, установленных на Крещатике, были выделены две динамомашины с приводом от паровых машин мощностью по 20л.с. (14,7кВт). Мощность электростанции составляла около 150л.с. (110,3кВт).
Плата за электроэнергию взимались за 1ч горения лампы фонаря. Цена не препятствовала увеличению числа потребителей. Домовладельцы города охотно проводили электрическое освещение. В 1889г. инженер А.Е.Струве (А.Е.Струве – выдающийся русский инженер, предприниматель, строитель многочисленных железнодорожных и других мостов. По его проекту в 1870г. был построен железнодорожный мост через Днепр в Киеве, проведен водопровод и в 1872г. устроено газовое освещение), с которым был подписан договор на сооружение в Киеве конной и паровой железных дорог, предложил построить трамвай с электрическим двигателем, который был бы наиболее приспособленным для крутых киевских подъемов. Вначале он решил осуществить задуманную им опытную линию электрической железной дороги по Александровскому спуску для соединения самых оживленных частей города – Крещатика и Подола.
Другое по технологическим наукам
Провозвестник отечественной электроавтоматики
Имя
генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова как зачинателя
отечественной ракетной артиллерии и пиротехники было известно лишь военным
специалистам. Однако его выдающиеся изобретения в области электроавтоматики и
электроприборостроения долгое время оставались в забвении. И лишь в 195 ...