Зенитное ракетное вооружение

В связи с тем, что задача отражения средств воздушного нападения в ближайшей зоне стояла и перед противовоздушной обороной войсковых объектов армии, тактико-технические требования на разработку первого зенитного ракетного комплекса самообороны были выданы единые - от Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

Кооперацию научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий возглавил Научно-исследовательский электромеханический институт (НИИЭИ) под руководством В.П.Ефремова, а по морскому варианту комплекса - КБ завода “Радуга”, возглавляемое Н.И.Ермоловым. При создании комплекса самообороны, получившего наименование “Оса” (морской вариант “Оса-М”), были реализованы новейшие достижения науки и техники. По своим характеристикам он не уступал лучшим зарубежным образцам. Большой вклад в разработку комплекса внесли Б.3.Белокриницкий, А.К.Ботвинов, Г.И.Банников, И.М.Дризе, Г.А.Карш, В.В.Курбесов, М.А.Липатов, О.А.Перфильев, А.М.Старковский и др.

Принятием на вооружение Военно-Морского Флота комплекса самообороны “Оса-М” завершился цикл работ по созданию первого поколения зенитного ракетного оружия кораблей. В создании этого оружия и проверке его соответствия требованиям тактико-технических заданий активное участие принимали специалисты НИИ и НИЦВМФ: О.К.Воронин, Д.П.Козлов, Е.И.Мревлов, В.М.Курлянец, В.А.Токмачев, Н.А.Черненко, Е.Л.Бартель, В.М.Горюнов, Е.С.Сергеев, Г.П.Андреев, Г.И.Берлин, В.С.Краснокутский, В.Г.Марьин и др.

К началу 70-х годов резко возрастают возможности СВН по осуществлению массированных ударов по кораблям в море в широком диапазоне высот и скоростей полета. Находящиеся в то время на вооружении надводных кораблей Военно-Морского Флота зенитные ракетные комплексы “Волна”, “Шторм” и “Оса-М” могли обеспечить достаточно высокую боевую устойчивость кораблей только при отражении атак одиночных или небольших групп самолетов и управляемых ракет. К тому же эффективность их при отражении атак воздушных целей, имеющих сверхзвуковую скорость, а также летящих на предельно малых высотах, резко падала. Необходимо было решить целый комплекс новых задач по точному определению координат воздушной цели в условиях интенсивного отражения радиолокационных сигналов от поверхности воды. Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки новых огневых средств противовоздушной обороны кораблей и, прежде всего ее основы - зенитного ракетного вооружения. Перед коллективом “Альтаир” была поставлена задача создания принципиально нового универсального ЗРК, способного отражать массированные удары различных СВН на предельно малых высотах с любого направления, а также поражать и надводные цели.

Исследования специалистов НИИ ВМФ и промышленности В.А.Ивченко, П.А.Танина, Н.В.Чурилина, Б.В.Дьякова, Б.М.Палладина, Б.Д.Пупкова, В.И.Тумаркина, В.Л.Ришина и др. показали, что высокоэффективная противовоздушная оборона соединения надводных кораблей может быть достигнута путем создания системы ЗРВ, включающей зенитные ракетные комплексы коллективной обороны (большой и средней дальности) и самообороны (малой дальности и ближайшего рубежа), которые должны быть многоканальными, т.е. обеспечивать одновременный обстрел нескольких целей. Разработка теории многоканальных корабельных ЗРК проводилась в различных направлениях. Развитие этих направлений и их реализация завершились созданием комплексов “Штиль” и “Клинок” и зенитного ракетно-артиллерийского комплекса “Каштан”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...