Противокорабельные крылатые ракеты
Разработка и последующее интенсивное развитие противокорабельных крылатых ракет для Военно-Морского Флота были вызваны необходимостью решения острейшей проблемы нейтрализации угрозы территории страны с моря со стороны авианосных и других многочисленных корабельных ударных группировок США и других стран НАТО. В силу экономических причин создать противовес этой угрозе путем строительства аналогичного отечественного флота было нереально. Анализ возможных технических путей эффективного и приемлемого в экономическом плане варианта решения проблемы привел к однозначному выводу о перспективности использования автоматически управляемых беспилотных самолетов-снарядов для поражения надводных целей.
Определенная научно-техническая база в лице авиационной промышленности и ведущихся работ по проектированию реактивных самолетов, созданию систем автопилотирования и телеуправления уже имелась. Тем не менее, предстояло создать специализированные научно-исследовательские и конструкторские организации, опытные и серийные производства нового вида оружия и его комплектующих элементов. Образование ряда таких конструкторских бюро и институтов интенсивно началось во второй половине 40-х годов в соответствии с Постановлением правительства СССР №1017-419сс. В процессе становления этих организаций военными учеными, специалистами и конструкторами промышленности велись исследования по выбору аэродинамических схем, двигателей, систем управления и пусковых установок. В конце 40-х - начале 50-х годов целому ряду конструкторских бюро были выданы тактико-технические задания на опытно-конструкторские работы по противокорабельным ракетам, в том числе авиационным: “Комета”, “Щука-А”, “Шука-Б” и берегового базирования “Шторм”. Работы начались сразу в нескольких конструкторских бюро, возглавляемых А.И. Микояном, М.В.Орловым, М.Р.Бисноватом, А.А.Викторовым, М.П.Петелиным, М.М.Бондарюком и другими. Эти работы завершились принятием на вооружение Военно-воздушных сил противокорабельной ракеты “Комета”. В качестве самолетов-ракетоносцев использовались тяжелые бомбардировщики Ту-4.
Крылатые ракеты “Щука-А”, “Щука-Б” и “Шторм” прошли этап эскизного проектирования, разработки рабочих чертежей и значительный объем экспериментальной отработки. Однако в 1953г. работы по этим системам были прекращены, а приоритет отдан ракетной системе “Комета”, на базе которой и был создан первый в ВМФ ракетный комплекс берегового базирования “Стрела”, принятый на вооружение в 1955г. Следует отметить, что, несмотря на прекращение работ по ракетам “Щука” и “Шторм”, в процессе их проектирования были найдены оригинальные технические решения по различным элементам.
Так, для ракеты “Щука-Б” впервые была спроектирована радиолокационная активная головка самонаведения, для ракеты “Шторм” были разработаны для экспериментальной отработки радиолокационная и телевизионные головки самонаведения. Для авиационных ракет предусматривалась мощная боевая часть с подводным участком траектории перед целью.
Оригинальной была конструктивная схема ракеты “Шторм” - в камере сгорания маршевого прямоточного дозвукового воздушно-реактивного двигателя располагался стартово-разгонный двигатель, который после завершения своей работы выбрасывался и сразу начинал работать маршевый (главные конструкторы М.М.Бондарюк и И.И.Картуков). Более чем 20 лет спустя эта компоновочная схема была повторена на новом техническом уровне для сверхзвуковых ракет с прямоточными двигателями.
В середине 50-х годов на основе накопленного опыта проектирования и отработки первых образцов ракет были развернуты опытно-конструкторские работы по нескольким комплексам противокорабельных крылатых ракет с различными тактико-техническими характеристиками.
Другое по технологическим наукам
Современное состояние в научной и инновационной сфере
Качественно новые социально-экономические и
политические условия, сформировавшиеся в результате системных преобразований
90-х годов в России, выявили определенный застой в сфере научной и
инновационной деятельности, сложившаяся модель которой не соответствовала
требованиям нового рыночного уклада. ...