Краткая история развития морской авиации

В 1913-1914гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 И.И.Сикорского и его же серийного самолета “Илья Муромец”.

Сложилось так, что первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море.

В российском флоте впервые в мире еще в 1913г. было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты. Так, на Черном море были переоборудованы пароходы “Император АлександрI”, “Император НиколайI”, каждый из которых мог нести 5-10 гидросамолетов типа М-9 конструкции Д.П.Григоровича, а легкие крейсера “Алмаз” и “Кагул” были приспособлены для приема 2-4 аппаратов. Еще 3 парохода могли быть использованы для доставки гидросамолетов. На Балтике 6 самолетов ФБА, затем М-9 базировались на транспорте “Орлица”. К началу первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Авиатранспорты принимали участие в боевых действиях флота. Гидросамолеты выполняли задачи корректировки артогня кораблей, воздушной разведки, бомбометания по судам и базам противника, воздушного охранения кораблей. Например, в феврале 1916г. в набеговой операции против турецкого побережья впервые в мировой практике была применена авианосная ударная группа в составе линкора, крейсера, нескольких миноносцев, где самолеты сыграли роль главной ударной силы.

Из важнейших событий, которые произошли в 1915-1916гг., следует отметить:

только за 1915г. 9 авиашкол России (из них 3 - морские) выпустили 250 военных летчиков, в Петрограде и Баку организованы школы морской авиации;

решением Главного военно-технического управления на авиазаводах введена военная приемка;

постановлением Военного Совета сформировано Управление Военно-воздушного флота и создана истребительная авиация;

впервые петлю Нестерова на гидросамолете М-9 выполнил Я.И.Нагурский.

Следует отметить, что надежность первых самолетов, к сожалению, была очень низкой. Поэтому погибших летчиков из-за технических неисправностей самолетов было значительно больше, нежели погибших в воздухе в боевых столкновениях.

Для расчета прочности самолета в 1916г. при Московском высшем техническом училище (МВТУ) создается расчетно-испытательное бюро (РИБ). Научное руководство им принял Н.Е.Жуковский, расчетами самолетов на прочность занимался В.П.Ветчинкин, проведением аэродинамических расчетов - А.Н.Туполев. РИБ добилось, чтобы без проверочного расчета на прочность, без проведения продувок в аэродинамической трубе не начинались летные испытания новых самолетов. РИБ явилось первой в мире организацией, которая стала проверять сертификацию самолетов.

Дальнейшее развитие получила и авиационная наука, которая постоянно оказывала помощь в подготовке летно-технического состава. Был издан курс лекций Н.Е.Жуковского для офицеров-летчиков “Динамика аэропланов в элементарном изложении”. При МВТУ начали функционировать теоретические авиационные курсы для военных летчиков. Публикуются работа С.А.Чаплыгина “Теория решетчатого крыла”, где обоснована идея разрезного механизированного крыла, и доклад Н.Е.Жуковского “К теории бомбометания с аэроплана” и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по технологическим наукам

Новая военная техника в Великой Отечественной войне
Усиление военной опасности, агрессивные устремления фашистской Германии и милитаристской Японии в тридцатые годы требовали осущест- вления неотложных мер по укреплению Советских Вооруженных Сил. Завершив восстановление народного хозяйства, Коммунистическая партия раз ...