Неудачи и аварии
В новый полет В.Титов и Г.Стрекалов должны были отправиться 26сентября 1983г. в 23часа 37мин. За несколько секунд до пуска ракета загорелась. Вначале даже не могли понять, что случилось, предполагая, что двигатели включились преждевременно. Но аварийная система спасения космонавтов и здесь сработала безукоризненно. Буквально за мгновение до взрыва она вырвала корабль из пламени и приземлила его в 4км от места старта. Увидев море огня на месте стартового комплекса, космонавты даже не поняли сразу, что произошло.
Только с 3-ей попытки В.Титову удалось подняться в космос.
Аварийные ситуации были при полете кораблей «Союз-10» (старт 23.4.71, космонавты В.Шаталов, А.Елисеев, Н.Рукавишников), «Союз-25» (5.6.80, Ю.Малышев, В.Аксенов), а также при запуске спутников «Космос-954», «Космос-1402», «Космос-1900», станции «Салют-7» и другими космическими аппаратами.
При полете В.Ляхова и В.Рюмина («Союз-32», старт 25.2.79) им пришлось выйти в космос, чтобы перерезать запутавшийся трос антенны космического радиотелескопа и спасти станцию.
10апреля 1979г. во время полета «Союз-33» после выхода на орбиту взорвался основной двигатель космического корабля. Полет пришлось прервать, тем более, что на борту находился в качестве второго пилота болгарин Георгий Иванов. К счастью, запасной двигатель сработал и космонавтов удалось вернуть на землю.
Во время полета 1985г. космонавт Васютин тяжело заболел. Однако, этот случай, как обычно, был скрыт даже от мировой науки.
Неполадки отмечались и на последней советской самой мощной ракете «Энергия», вес которой достигает 2000 тонн.
23мая 1988г. огромный пакет «Буран-Энергия» (вес 4,5тыс. тонн) был доставлен на космодром. Но 10июня из-за обнаруженных неполадок его пришлось вернуть обратно в ангар. Перевозка еще незаправленной ракеты «Энергия» осуществлялась четырьмя мощными тепловозами. Космический корабль «Буран» был доставлен с завода на космодром Байконур на специально оборудованном самолете АН-225 конструкции ОКБ им.О.К.Антонова, а пустой корпус ракеты – на наружной подвеске бомбардировщика М.З.Мясищева.
В настоящее время Главным конструктором этого ОКБ является П.В.Балабуев.
Мощность ракеты была такова, что в случае ее взрыва радиус поражения был бы равен 8,5км. Опасной была объявлена 15-километровая зона. При подготовке запуска «Энергии» пришлось эвакуировать тысячи людей из опасных районов.
10октября ракету снова вывезли на старт. Запуск был намечен на 28октября в 21час по московскому времени. За 51сек до старта дали отбой, а 29октября 1988г. запуск отменили из-за неисправности платы прицеливания. Он состоялся только 15ноября 1988г. На нем присутствовали зам. председателя Совета Министров СССР И.Белоусов, заведующий отделом ЦК КПСС О.Беляков, Министр авиационной промышленности А.Сысцов, генерал-полковник А.Максимов и др.
Полет был беспилотный с посадкой в автоматическом режиме.
Разработка комплекса «Буран-Энергия» заняла 12 лет и обошлась в десятки миллиардов рублей.
Заметим, что это был второй полет ракеты «Энергия». Первый состоялся 15мая 1987г. в 21час 30мин с космодрома Байконур. Программа предусматривала вывод макета спутника с помощью собственного двигателя на круговую околоземную орбиту. Однако из-за неисправности работы бортовых систем макет спутника на заданную орбиту не вышел и упал в Тихий океан.
Гибли космонавты и на земле. Валентину Бондаренко было всего 24 года. Он был самым молодым среди космонавтов. 23марта 1961г. Бондаренко проходил тренировку в барокамере. В конце тренировки он снял с себя медицинские датчики и обтер места их установки спиртом. Кусок ваты, смоченный спиртом, попал на нагретые электропластины и камера, насыщенная кислородом, мгновенно вспыхнула. Загорелась и одежда космонавта. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. Врачи ничем не смогли ему помочь. От шока и ожогов Бондаренко через 8 часов скончался. После него осталась жена Аня с пятилетним сыном. Похоронили Бондаренко в Харькове, а со всех официальных фотографий космонавтов его изображение удалили.
Приказ Министра обороны Р.Я.Малиновского, подписанный 16апреля 1961г. по поводу гибели В.Бондаренко вышел с грифом «Совершенно секретно». В нем говорилось: «Семью ст. лейтенанта Бондаренко обеспечить всем необходимым, в чем она нуждается, как семью космонавта, на которую распространяются соответствующие льготы.»
После этого случая советские конструкторы перестали проектировать космические корабли с атмосферой, содержащей повышенный процент кислорода. Если бы в то время советские власти честно сообщили об этом случае, то американские конструкторы не повторили бы их ошибку и трое американских космонавтов не погибли бы во время тренировки в барокамере при аналогичных обстоятельствах в 1967г.
Другое по технологическим наукам
Научные проблемы создания высокоточного оружия флота
Объективно
обусловленный законами цивилизации прогресс научной мысли и производительных
сил, в развитии которого проходили образование, становление и эволюция
отечественного регулярного военного флота, определил не только предпосылки, но
и научно-производственную базу создания в XVIIIв. одного из ...