Неудачи и аварии

23апреля 1967г. корабль удалось вывести на орбиту, но неполадок оказалось так много, что через сутки его надо было срочно сажать. Не выдержав, Комаров выругался: «Дьявольская машина. Ничто не поддается управлению!»

Несмотря на все неполадки, Комаров справился с управлением и вывел корабль па траекторию снижения.

Роковую роль сыграла технологическая небрежность. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, защищающем корабль от нагрева при входе в атмосферу, а затем забил в него стальную болванку. Не обладая нужной жаропрочностью, болванка при входе космического корабля в плотные слои атмосферы расплавилась, горячий, сжатый воздух проник в парашютный отсек и сдавил контейнер с главным парашютом. Когда Комаров попробовал выпустить главный парашют, тот вышел не полностью и не раскрылся. Он выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но первый парашют захлестнул его стропы и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял свою обреченность, еще находясь на орбите, и американцы записали его душераздирающие разговоры с женой, Косыгиным и друзьями-космонавтами. Они также записали его жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны.

Советская пропаганда вскоре забыла о его смерти. Даже в период гласности 20-летие его гибели было отмечено гробовым молчанием.

18марта 1965г. во время полета корабля «Восход-2» космонавтами И.Беляевым и А.Леоновым, последний чуть не погиб при выходе в открытый космос, ибо удержаться снаружи корабля оказалось очень сложно.

А.Николаев и В.Севастьянов после 17 суток полета на корабле «Союз-9» (стартовал 1.4.70) чувствовали себя так плохо, что большинство советских ученых пришли к выводу: длительные космические полеты невозможны.

На кораблях, рассчитанных на 2-х космонавтов, Хрущев приказал установить 3-е кресло, в результате чего космонавты находились в такой тесноте, что практически не могли работать и проводить научные эксперименты. Первые космонавты летали без космических костюмов и любая утечка воздуха приводила к их гибели.

Малые габариты кабины космического корабля накладывали ограничения по росту космонавтов при их подборе (не выше среднего роста) (прим.ред.).

Трагический случай произошел 30июня 1971г., когда после 23 суток полета кабина корабля «Союз-11» при спуске с орбиты потеряла герметичность и космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев задохнулись. Об их гибели советская пропаганда вынуждена была сообщить, т.к. все 23 дня она трубила об успехе полета. Этот полет упоминается в советской литературе, но, как правило, умалчивают о том, чем он закончился. Впрочем, то же относится и к полету Комарова.

28августа 1974г. после 2-х суток полета корабля «Союз-15» произошла разгерметизация кабины на орбите. Космонавты Л.Демин и Г.Сарафанов не успели даже сообщить об этом на Землю, Они кинулись к спускаемому аппарату и включили аварийную посадку. Им удалось спастись.

После гибели 3-х космонавтов аварийные ситуации имели место и в дальнейшем, хотя процент их уменьшился. Сказывалось постоянное совершенствование ракет и кораблей, накапливался опыт конструирования и эксплуатации.

Вот некоторые из таких случаев:

При посадке Б.Волынова спускаемый аппарат не удалось правильно сориентировать, т.е. установить тепло защитным экраном в сторону движения. Он вошел в атмосферу и начал гореть. В.Коваленко и А.Иванченкову, входившим в состав наземной команды управления, все же удалось развернуть корабль и предотвратить беду.

Во время старта космонавтов В.Лазарева и О.Макарова ракета потерпела аварию. К счастью, аварийная система спасения сработала безупречно. С огромной перегрузкой в 22 единицы она оторвала от ракеты космический корабль, отбросила его по баллистической траектории и опустила в горах на краю обрыва.

16октября 1976г. космонавты В.Рождественский и В.Зудов вынуждены были совершить аварийную посадку на корабле «Союз-23» после 2-х суток полета. При этом они приземлились на поверхность озера покрытого кусками льда при окружающей температуре –22°C. Но неудачи продолжали преследовать их и здесь. В воде произошел отстрел крышки запасного парашюта. Он вышел из отсека, намок, перевернул корабль и начал тащить его на дно. Космонавтов нашли и вытащили только через 11 часов, когда они уже задыхались от нехватки воздуха.

20апреля 1983г. при полете на корабле «Союз Т-8» космонавтов В.Титова, Г.Стрекалова и А.Сереброва (не путать с Г.Титовым, совершившим суточный полет на корабле «Восток» 6.8.1961г.) не вышла штанга антенны стыковочной системы. Все их попытки состыковаться с кораблем «Салют-7» кончились неудачей. После 2-х суток полета они вернулись не выполнив задание. Спустя два месяца 27.10.83 в полет вместо них были отправлены В.Ляхов и Александров на корабле «Союз Т-9».

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...