Замки эпохи бронзы

Рис.4. Постройки Греции: а) изображения дома на греческой вазе; б) сокровищница афинян в Дельфах; в) Парфенон в Афинах

Каменными были общественные здания и храмы, которые были не только местом для молитв, но и местом, где хранили ценности и архивы. Здесь же хранили каменные плиты с высеченными на них текстами законов. Наказание за посягательство на имущество в храме было жестоким: вспомните судьбу Эзопа. Поэтому Афиняне имели свою сокровищницу в Дельфах – святом для всех греков месте рис.4б.

Греческая культура дала миру новые, необычайно изящные типы храмовых построек рис.4в. Для их возведения было необходимо перекрывать большие проемы, и греки изобрели «армированный мрамор» – в мраморной заготовке долбили отверстие, куда затем помещали металлический стержень – арматуру. Такое новшество дало возможность перекрывать балками даже шестиметровые проемы.

Именно в городах-полисах возникла потребность в замках. Жизнь грека-горожанина была тесно связана с общественной. В нерабочее время она протекала на акрополе, стадионе, термах или под портиками храмов. Жилище было скорее пристанищем на ночь, местом для питания и хранения вещей.

Другое дело, для женщин. В период полисов в Греции уже установился патриархат, и положение женщин стало зависимым от мужчин. Женщины не имели права не только участвовать в управлении государством, но даже просто присутствовать на собраниях и стадионах. Эту сторону жизни древних греков отразил в одной из сцен в своей комедии древнегреческий комедиограф Аристофан (около 446 .385г. до н.э.) в комедии «Женщины на празднике Фесмории» (Гинекей [гр. gynaikeien] – женская половина в древнегреческом доме):

« .ныне дверь гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина . теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах .».

Какой тип замка имел в виду Аристофан сказать сложно. Некоторые исследователи отождествляют лаконский ключ с представленным на рис.5а. К сожалению, при этом не даны описания самих замков.

Можно предположить, что эти замки имели игольчатые задержки, являлись модификацией Египетского замка и прототипами римских замков на два движения, которые будут описаны позже.

Если исходить из длины зубцов ключа, можно оценить толщину засова и высоту обоймы, в которой располагались задержки. Обойма – все, что осталось от деревянной направляющей, нижняя часть которой исчезла, так как мешала ключу. Следовательно, засов должен был перемещаться в боковых направляющих, расположенных по бокам обоймы.

Рис.5. Лаконский замок: а) ключ; б) принцип действия замка

В литературе встречаются также ссылки на ключ-серп. Название определила форма – ключ напоминает современный серп. Но у исследователей нет однозначного мнения, к какому механизму следует их относить.

Первый вариант: в основе конструкции поворотный засов рис.6а. Особенностью такой конструкции следует признать необходимость дверной накладки с отверстием для ключа. Помимо того, что зауженное отверстие препятствовало вскрытию, накладка играла роль точки опоры для ключа и предохраняла древесину от износа. Секретность замка основана на малой толщине канала ключа и совпадении кривизны ключа и канала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Проблемы специфики социодинамики русской культуры
Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развит ...