Введение в ХХ век. Что такое модернизация

12. Процесс модернизации с самого начала связан и с огромными переменами в культурной жизни. Новая культура, о некоторых проявлениях которой мы уже говорили, упоминая, например, Возрождение или Реформацию, носит название культуры "модернити".

"Главным временем" для носителей этой культуры становится не прошлое, как это было в аграрную эпоху, а будущее. Соответственно, эта культура характеризуется динамизмом, установкой на активность личности, то ее способность ставить и достигать свои (а не диктуемые традицией) цели, как правило - рационализмом, а порой даже настоящим культом рационального (логичного, доказательного и фактически подтверждаемого) научного знания, непривязанностью к традиционным авторитетам. Резко возрастает роль личностного авторского начала во всех сферах культуры.

Культура "модернити" является не только детищем модернизации, но и во многом ее двигателем: вне культуры "модернити" нельзя представить себе производство, ориентированное на эффективность и инновации или социально мобильное общество.

13. Модернизация не может не оказать влияния и на взгляды людей на человека и общество. Естественно в XVIII - XIX веках появляются новые идеологии: либерализм и социализм, а в качестве реакции на них - консерватизм.

ЛИБЕРАЛИЗМ как идеология основан на признании священности и неприкосновенности частной собственности и частной жизни, уважении свободы каждого в рамках закона. В области политической либералы, как легко видеть из названия, являются сторонниками либеральной демократии и считают источником закона общественного естественные права человека, о которых мы говорили выше (которые ставятся выше как воли правителей, так и воли народа, если она им противоречит). С точки зрения либерала поскольку личность является носителем естественных прав, личное выше и священнее общественного. Крупнейшими представителями этой идеологии были в XVII - XVIII веках были: Джон Локк, "отцы основатели" США (Томас Джефферсон, Бенджамен Франклин, Александр Гамильтон и др.), французские просветители (Вольтер, Шарль-Луи Монтескье, энциклопедисты); в XIX веке - Бенжамен Констан, Франсуа-Мари Гизо, Адольф Тьер, Бенджамен Дизраэли, Уильям Гладстон, Алексис де Токвиль и т.д.

Но всякое движение, раз начавшись, рискует потерять тормоза. Так появились люди, которые, видя уравнение прав, стали настаивать на полном уравнении в имуществе, а в идеале и в способностях; видя создание нового общества, настаивали на дальнейшем изменении его до состояния земного рая; критикуя современное им общество за действительно присущие ему недостатки, особенно за жесткую эксплуатацию и нищету некоторых групп населения, считали, что общественное благо требует скорее равенства в бедности, чем повышения общего уровня жизни всех при сохранении неравенства. Причем все чаще, с середины XIII века им, хотя и не всем, начинает казаться, что лучший метод решения общественных проблем - это "повешенье последнего из королей на кишках последнего из попов" (Жан Мелье). Речь идет о СОЦИАЛИЗМЕ и о крайней его форме - социализме революционным. Главная характеристика этой идеологии состоит в крайне негативном отношении к частой собственности, которая считается источником всех зол. Источником права и нравственности социалистам видится воля и благо народа, причем не всегда совпадающие, и тогда благо - выше воли, то есть народ можно принудить к его же благу (в этом отношении к социалистам близок Жан-Жак Руссо, хотя он и не отрицает мелкую частную собственность). Главным поэтому является обобществление собственности, само слово социализм происходит от латинского socialis - общественный. Из этого видно, что социалист ставит общественное выше личного, и в противовес господствующему в индустриальном или переходном к нему обществе индивидуализму выдвигает коллективизм, что некоторым образом сближает социализм с идеями традиционного аграрного общества. Соответственно, "благо народа" оказывается выше закона, защищающего естественные права человека, а естественным состоянием человечества провозглашается абсолютное равенство. У истоков социалистической традиции стоят авторы утопических романов XVI века св. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. В XVIII веке социалистическую идею представляли названный уже Жан Мелье, Габриэль Мабли и неизвестный, писавший под псевдонимом Морелли. XIX век обилен социалистами: Гракх Бабеф, Этьен Кабе, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье (почему-то никогда не вспоминают его гениальное предсказание о неизбежности совокупления Северного полюса с Южным, отчего произойдет превращение морей во вкусный лимонад), Роберт Оуэн, Вильгельм Вейтлинг, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Михаил Бакунин и русские народники, целая гроздь немецких социалистов, из коих самыми знаменитыми - вершиной социалистической мысли - остаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Другое по технологическим наукам

Происхождение «Геологии старой Земли» и ее влияние на жизнь в XXI веке
Сегодня мало кто сомневается в том, что вселенной и земле – миллионы лет. Но так было не всегда, и ныне число людей, отвергающих эту идею, быстро растет. Идея о том, что земле очень много лет, получила развитие в XIX веке благодаря геологии и встретила отпор со стороны группы христиан – как ученых ...