Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.
Мощность ламп (в звездах Водовзводной и Боровицкой башен установлены лампы мощностью 3,7 кВт, в остальных до 5 кВт) обеспечивают хорошую видимость звезд в ночное и дневное время.
При остеклении звезд надо было добиться того, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днем сохраняли рубиново-красный цвет и чтобы нити накала ламп не были заметны. Вторая задача была осо !енно сложной, т. к. красное стекло, освещенное снаружи, а не на просвет, кажется черным." Современное остекление кремлевских звезд было установлено уже после Великой Отечественной войны, в 1946 г. (тут я несколько выхожу за положенные хронологические рамки). Тогда звезды были покрыты молочным стеклом. Оно хорошо рассеивает свет ламп и одновременно отражает дневной свет, что смягчаее темноту рубинового стекла. Рубиновое стекло не однотонное, а разных оттенков. Этим достигается большая контрастность и подчеркивается лучистая форма звезд. from-ua.info
Если сравнить звезды, скажем, с крестами на куполах москомских храмов, то видно, что они массивны, "давят" на стройные шатры кремлевских башен, даже вносят некоторую дисгармонию. Вряд ли такое было сделано умышленно, скорее всего, это еще одно проявление свойственной всей советской культуре гигантомании. (Дворец Советов с Лениным на верху -- из этой же серии.)
Особо следует отметить архитектуру залов и вестибюлей московского метро, самых красивых в мире. Очень интересны в этом плане залы станций "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская"), "Маяковская", "Красные ворота" (ныне "Лермонтовская"), "Охотный ряд" (ны -е "Проспект Маркса"), "Площадь революции". Стены и колонны залов выложены мрамором разных цветов, скажем, при отделке станции "Кропоткинская" использовался светлый мрамор желтоватых тонов, а на "Площади революции" сочетания более яркие: черный, красный, светло-золотистый, белый и серый. Архитектурное решение каждого из залов уникально и не повторяется при отделке других. Например, на той же "Площади революции" у пилонов расположены 76 бронзовых скульптур работы, олицетворяющих завоевание, защиту и труд советских людей, а на "Маяковской" освещающие зал лампы расположены в 36 овальных куполах, украшенных мозаичными панно из смальты. Пол залов выложен гранитом, причем таким образом, что гранитные плиты разных цветов создают геометрический орнамент.
В архитектуре подземных станций тоже много идеологических символов. Например, наземный вестибюль станции "Арбатская" Филевской линии в плане имеет форму пятиконечной звезды; cтены станции "Комсомольская" Кировско-Фрунзенской линии украшены майоликовыми панно на тему труда комсомольцев-метростроевцев, а капители колонн увенчаны эмблемой Коммунистического интернационала молЕ.дежи.
В 1935 г. начались реконструктивные работы на набережных Москвы-реки и Яузы. "В связи со значительным повышением уровня воды в Москва-реке поосле постройки канала Москва-Волга набережные были на несколько метров приподняты. Берега одевались в гранит и бетон, проезжие части и тротуары асфальтировались, озеленялись. Если в дореволюционной Москве имелось всего 2,3 км облицованных пе aчаником набережных в районе Кремля, то в 1939 г. общая протяженность гранитных набережных Москвы-реки, Яузы и водоотводного канала составляла около 52 км".
Если благоустраивались набережные -- значит, строились и реконструировались мосты. Во время довоенных пятилеток были реконструированы почти все мосты, существовавшие до революции, возводились новые. В первую очередь -- Москворецкий, Большой Каменный, Крымский мосты через Москву-реку, Малый Краснохолмский, Чугунный, Малый Каменный -- через Яузу, Малый Устьинский -- через Водоотвод ный канал.
Наиболее интересны в архитектурном отношении Большой Каменный и Крымский мосты.
Новый Большой Каменный мост, возведен в 1938 г. Его длина с подходами составляет 497 метров, ширина -- 40. Речной пролет перекрыт стальными арками с надарочными строениями клепаной конструкции, пр .езжая и пешеходная части моста проложены по монолитной железобетонной плите. Боковые пролеты находятся над набережными Москвы-реки и отделаны крупными блоками, стилизованными под необработанный камень (техника руста). Интересны перила моста, сделанные из литых чугунных решеток с изображением советского герба Москвы.
Другое по технологическим наукам
Первые полеты
Когда
17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских
полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера
Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что
знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...