Транспорт.

В этом вопросе необходимо осветить две стороны проблемы. Во-первых, в 20-х-30-х годах происходит становление Москвы как крупнейшего транспортного узла страны. Во-вторых, в это же время развивае тся городской транспорт.

Рассмотрим Москву как один из наиболее значимых транспортных узлов. Старейшим (и крупнейшим) в этом плане является Московский железнодорожный узел. Его грузооборот в 20-х-30-х годах значительно увеличился. Это связано, во-первых, с общим промышленным подъемом; во-вторых, с реконструкцией железнодорожный путей и станций; в-третьих, c тем, что

Москва теперь являлась столицей, и выплняла главную роль в общей транспортной сети Союза.

Но нас в данном случае интересует не столько восстановление старого, сколько создание нового. Самым значительным событием, сыгравшем огромную роль как в улучшении транспортной системы, так и в развитии городского хозяйства Москвы было, безусловно, сооружение канала Москва -- Волга (с 1947 г. -- канал им. Москвы).

"Бурный территориальный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопр овода в 1932 году составляла 455 000 кубометров. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильно обмелевшей, создавало реальную уугрозу водоснабжению Москвы и судоходству". Для решения этих проблем было решено перебросить чась стока Волги в Москву реку. Это решение было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. Проект канала был утвержден через год, и тогда же началось его стро (тельство.

Оно было закончено всего за 4 года и 8 месяцев. А объем работ -- поистине огромный. Длина канала составляет 128 км, здесь же находятся 7 водохранилищ, 240 различных сооружений (шлюзов, плотин, гидрос танций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и др.); было уложено около 3 млн. кубометров бетона, перемещено почти 200 млн. кубометров грунта. Значительную часть работавших на строительстве составили заключенные, и это понятно: они работали бесплатно, их можно было принудить к работе в самых тяжелых бытовых условиях (в каковых условиях они и работали), и, наконец, заключненные -- это невостребованные, но (особенно по тем временам) огромные трудовые ресурсы.

Канал был открыт в марте 1937 года, а 2 мая 1937 года к стенам Кремля подошла первая флотилия волжских судов.

Сооружение канала решило задачи водоснабжения, водного транспорта и обводнения окрестностей столицы. "Водоснабжение осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала. При этом .беспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами. Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санаторное обводнение рр. Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы. Протекая по городу, Москва и Яуза несут "своей" воды лишь 10-15%; остальная часть расхода принадлежит чистой волжской воде.( .) Транспортная роль канала заключается в том, что он соединил Москв у сверхмагистральным водным путем с основной транспортной артерией Европейской части СССР -- Волгой." С открытием канала Москва стала столицей пяти морей -- Белого, Балтийского, Каспийского, @зовского и Черного. Известно, что речной вид транспорта -- наиболее дешевый и экологически чистый (хотя в угаре индустриализации мы не уделяли места экологии, этот фактор тоже необходимо иметь в виду). "Большое значение приобЕ`ел канал и как место отдыха москвичей. По берегам водохранилищ расположены зоны и дома отдыха, пансионаты, спортивные базы".

Следует также отметить развитие авиационного транспорта. Крупнейшими аэропортами 20-х-30-х годов были Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе и аэропорт "Быково". Центральный аэродром создан в самом начале XX в. при участии Н.Е. Жуковского на Ходынском поле. "С июля 1923 года отсюда начались первые регулярные пассажирские полеты по линии Москва -- Нижний Новгород (Горький). В ноябре 1931 г. на Vентральном аэродроме был сдан в эксплуатацию первый в СССР аэровокзал (ныне не функционирует) -- в то время один из самых больших в мире." Аэропорт "Быково" расположен в 35 км от Москвы. Он начал эксплуатироваться в 1933 году (и действует по сей день).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по технологическим наукам

Архитектура ЭВМ БЭСМ-6
Мы выделили описание машины БЭСМ-6 в отдельный раздел по той причине, что эта машина занимает особое место в развитии отечественной вычислительной техники. Принципы, заложенные в основу ее структурной организации, не потеряли своего значения до сих пор. Машины БЭСМ-6 и вычислительные комплексы, со ...