Развитие морского флота от X до конца XVII столетия

В XV столетии Англия начинает принимать участие в торговле Средиземного моря. В 1458 году ее суда достигают Леванта, главного рынка того времени, находившегося в руках Венеции и Генуи. Обладая значительными коммерческими флотами, республики эти готовили деятелей на поприще будущих важных географических открытий, не предвидя, что последствия их , вместе с услугами, оказанными миру и средствами к возвышению других наций, повлекут их самих к окончательному падению. Здесь начинается возвышение Португалии.

Свободная от политических волнений, не любящая войны, за исключением случаев, обеспечивающих несомненную выгоду, Португалия стремилась к выходу из безвестного положения. Для достижения этой цели ей предстояло два пути: торговля и открытия. Последним в особенности благоприятствовало ее географическое положение. Осторожно направилась она по обоим и поиски ее увенчались успехом.

В конце XV века португальский мореплаватель Бартоломей Диазь обогнул громадный мыс, названный в последствии мысом Доброй Надежды, но первоначально известный под именем Cado Tormento. Это было предвестником еще более важного открытия, именно пути в Индию, сделанного Васко де Гама в 1498 году, и открытие Бразилии Кабралем в 1500 году. Португальские галеоны покрыли Атлантический океан , флаг Португалии торжественно развивался вдоль берегов Индии, почти не встречая соперников в обширной и прибыльной торговле. Это продолжалось до конца XVI века.

Завоевание Португалии Филиппом II королем испанским понесло такой решительный удар ее флоту, что даже впоследствии, по освобождении от чужеземного ига, он не мог достигнут и части прежнего своего блеска. Впрочем, уничтожения флота не последовало так быстро, как порабощение страны: первая эскадра “непобедимой армады” 1588 года состояла вся из португальских судов.

С известным исходом этой экспедиции помрачилась в свою очередь слава Испании, начавшаяся в 1492 году открытием Америки Колобом Открытие южно – американского континента представило нетрудный путь к покойным и беззащитным владением Мексики и Перу. Обогащенная почти внезапно на счет своих жертв, Испания не достигла однако не только владычества, но даже и почетного места в семье европейских государств.

Дальние путешествия, предпринимавшиеся в исходе XV века, совершенствуя искусство мореплавания, оказали услуги и корабельной архитектуре. Так в Португалии, в царствование Иоанна II, при постройке судов, предназначавшихся в экспедицию Васко де Гама для новых открытий, обращено было особое внимание, чтоб суда эти обладали прочностью, достаточною для борьбы с бурными морями, представлявшими цель плавания.

Часть Германии, занявшая в последствии почетное место в истории мореходства под именем Голландской Республики, владея в начале небольшим участком земли, в продолжении XI и нескольких последующих столетий ограничилась весьма скромными отношениями к морю, послужившему главнейшим источником для ее благосостояния. Часть развития мореходства севере принадлежит Ганзейскому союзу, предшественнику Голландии, возвышавшейся по мере упадка первого. Образовавшейся во второй половине XII века, по инициативе города Бремена и вскоре считавший в своем составе до осмидесяти городов, союз охватил мировую торговлю, где соперницею его были только Венеция и Генуя и в продолжении долгого времени заставлял трепетать соседей и искать у себя дружественного расположения. Суда его, весьма часто отличавшаяся от прочих своею величиною, употреблялись на службу стран самых могущественных. Придерживаясь, впрочем, умеренной, благоразумной политике, союз довольствовался выгодами, которые представлялись от торговых предприятий, и избегал войны до крайней необходимости. Тем не менее, равнины Сирии не раз орошались кровью членов союза, принимавших участие в крестовых походах, а в половине XIV века союз был в войне с Вольдемаром III королем Дании.

Отдаленные времена, в котором Дания, производя морские набеги, пользовалась славою первой мореходной державы в свете, миновали безвозвратно. Постоянная соперница Швеции, она подобно последней занесла не много замечательного в летописи флотов. Еще в начале XVI века шведский флот весьма мало уважался в Балтике. Значение его усилилось только в царствовании Густава- Адольфа и Карла XI. В истории дотского флота. Видное место занимает царствование Христиан а IV.

Сравнивая наивернейшие из дошедших до нас изображений галеры и наследника ее галеона, говорит историк корабельной архитектуры Чар ноке, можно, без затруднений, определить постепенный переход от первой к последнему. Первым шагом по введению в употреблению орудий, было значительное возвышение борта, что в особенности заметно в исходе XV столетия, когда введены пушечные порты, изобретение которых, приписываемое французскому кораблестроителю Descharges, в царствовании Людовика XII, дозволило прибавить один дек и повлекло за собою увеличения калибра орудий и изменение системы вооружения судов артиллериею, сосредоточенной досель, как на галерах, преимущественно в носу и корме.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Автомобилестроение в России до 1917 г.
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения по земле привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее удобным и любимым из которых стал автомобиль. Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в современном понимании автомобилями принято называ ...