Развитие морского флота от X до конца XVII столетия

Ослабленная со смертью Альфреда и снова испытавшая нападения Норманнов и Датчан, Англия со времени покорения ее Вильгельмом Завоевателем, во второй половине XI века, делается снова могущественною. Спустя 100 лет, Ричард Львиное Сердце, предприняв с Филиппом французским крестовый поход против неверных, морем отправились в Палестину. В первый раз британский флот оставил свои берега для дальнего, впрочем прибрежного плавания.

Хотя переход от галер к судам больших размеров делается особенно заметен не прежде XIV века, но уже в это время появляются попытки к увеличению судов, возвышением корпуса, в начале для большого помещения людей, затем для установки машин, метавших каменья. Во флоте Ричарда находилось уже несколько увеличенных судов. Замечательно, что, отправляясь в это плавание. Ричард издал, сколько известно, первое законоположение для поддержания порядка на флоте.

В начале XIII века Англия объявила требование об отдании почести британскому флагу, при встрече в ее водах. Всякое судно, отказавшееся от исполнения этого требования, объявлялось законным призом, даже в случае ежели нация, которой принадлежало это судно, находилась в мире с Англией.

В 1286 году является в первый раз звание Адмирала Английских морей, и в том же году впервые упоминается об Адмирале Франции. Впрочем, ни одно из этих государств не имело еще собственного флота: Франция, в случае надобности прибегала к найму судов, тоже делала и Англия, но только в дополнение к своим коммерческим судам, которые собирались в британских портах в случае войны. В 1268 году, в царствование Людовика IX, Франция, готовясь к высадке в Англию, наняла, между прочим, пятнадцать больших судов у Венецианской республики. Из сохранившегося договора о найме этих судов, видно, что три из них имели от 110 до 100 фут длины по палубе и от 40 до 25 фут ширины. Длина остальных двенадцати была 70 фут, а ширина 18 фут. Английские же суда вместительностью не превышали 80 тонн. О размерах галер можно судить по величине парусов, напр. на парус английской королевской галеры требовалось 200 ярдов парусины.

В 1339 году французский король Филипп Валуа снарядил против Англии значительный флот, состоявший большею частью из судов, нанятых у Генуэзцев. Флот противника его Эдуарда III состоял в то время из 730 судов; но из числа их 25 с 90 человеками экипажа принадлежали правительству, остальные были наняты или собраны из разных портов королевства. Таким образом, как в это время, так и в продолжение двух последующих столетий, английская морская силы содержались не на счете правительства, но вместе с экипажем выставлялись, в случае надобности, приморскими городами, в количестве, сообразном с торговым значением каждого порта. Удачные действия Эдуарда III на долго лишили Францию звания военной морской нации.

В начале XIV столетия введен в употребления руль, в замену двух больших весел, прикрепляемых доселе к обеим сторонам судна.

Изобретения компаса и пороха, ознаменовавшее начало этого столетия, представляет эпоху в истории мореплавания. Впрочем влияние первого изобретения не породило таких быстрых успехов в кораблестроении, какие последовали после открытия второго. Несостоятельность галер обнаружились при плавании в Атлантике, и еще в XIII веке верфи Генуи и Венеции занимались постройкою судов увеличенных размеров, на случай спроса иностранцами. Порох, почти немедленно вошедший в употребление, еще более способствовал, к увеличению размеров судов.

С этих пор появляются мореходные суда различных наименований, точное определение которых остается невозможным. Нави, служившая общим выражением большого мореходного судна, галеон, каррак, каравелла, когъ и т. д. представляются боевыми судами под названием кораблей и грузовыми для отдаленных плаваний.

О величине и форм судов того времени можно судить не иначе как по сохранившимся медалям, скульптурным произведениям и по грубым картинам. Данные эти так скудны, что во многих отношениях скорее затемняют, чем уясняют дело. Не смотря все это, можно вывести почти несомненное заключение, что английские суда, называвшиеся кораблями, в царствование Эдуарда III, были короче галер и имели нос и корму значительно возвышенными против средней части судна, которое по этому представляло вид очень сходный с полумесяцем. Суда, большею частью, были одномачтовые; две мачты или более представляли редкость. Реи с квадратными парусами, спускались на палубу всякий раз, когда судно становилось на якорь, следствии этого оснастка была самая простая. Искусство лавировки, или плавание иначе как с прямым попутным ветром, есть достояние уже времен последующих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Искусственное освещение
условия видимости, сохранить хорошее самочувствие человека и уменьшить утомляемость глаз. При искусственном освещении все предметы выглядят иначе, чем при дневном свете. Это происходит потому, что изменяется положение, спектральный состав и интенсивность источников излучения. История искусстве ...