Теория общего блага и ее влияние на реформаторскую деятельность европейских монархов
При таком подходе государство признается не как надправный или внеправный институт, а как некая "голова организации", определяющая структуру и особенности человеческого общежития. Если властьимущие идут на нарушение этих частных естественных прав, то делают это либо исходя из общего блага, либо в стремлении оградить эти права от злоупотреблений со стороны людей.
На практике это означает, что любое лицо в обществе может действовать лишь в рамках имеющихся у него прав и привилегий и не должно "входить в обсуждение предметов, прямому его ведению не подлежащих", как любила говаривать в России Екатерина II.
Разумеется, в европейской философской мысли имелись и другие интерпретации теории общего блага, но все они сходятся в том, что власть монарха должна стать абсолютной, более того, монарх и государственная власть должны стать понятиями тождественными [5, с.303].
В некоторых случаях монарх может выступать как частное лицо, в этом случае его воля и поступки должны ограничиваться, но только сам монарх может решать, когда он действует в качестве государя, а когда выступает приватным образом.
Ограничивать власть государя нельзя ни в коем случае, ибо это означает ограничение государства, что невозможно прежде всего из-за необъятных и высоких целей - общего блага, а также в силу того, что по большому счету государство не обладает никаким другим органом, кроме государя - прочие государственные структуры создаются лишь его волей.
Единственной защитой подданного от произвола государя служит лишь его невиновность. Заметим в скобках, что это построение совершенно чуждо средневековой России, где при Грозном восторжествовал принцип "Государю холоп без вины не живет": любой человек грешил перед Господом хотя бы в силу первородного греха, любой человек грешил и перед государем, который волен в жизни и смерти своих подданных. Иначе: в России перед лицом монарха невиновных нет, все равно виноваты, вне зависимости от своих деяний, и по произволу государя могут и должны понести наказание без ропота.
Разделение на государя и народ, управляющего и управляемых неминуемо приводило европейских просветителей к мысли о необходимости уничтожения средневековых сословий, союзов, общин, цехов, корпораций с их частными интересами, отличными или даже противостоящими интересам народа. Из этого делался вывод о естественном недоверии и даже вражде, которые монархи должны испытывать к общественным организациям, союзам, и они обязаны принципиально не доверять обществу. Подобные теоретические построения, как мы увидим, очень скоро трансформировались в государственную практику многих европейских стран, в том числе и России.
Именно самодержавие в России, нивелируя все общество под один уровень, желая иметь в каждом подданном холопа, внесла равенство в ту область, где "прежде была пестрота частных владельческих прав и тысяча различных привилегий".
В отечественной историографии сложилась так называемая теория закрепощения всех сословий, поддержанная весьма авторитетными историками: на Руси действительно существовало равенство, только это равенство не в политических правах, а в государственных повинностях, равенство всех перед лицом самодержца, равенство без свободы.
Иначе: сословия имеют права лишь по отношению друг к другу, но все равно бесправны перед монархом. На наш взгляд, такая ситуация есть производное от православного взгляда на сущность власти: православные не равны на земле, но равны на небе, перед Внешним Судией. По этому образу и подобию действуют и земные владыки.
Однако, по мнению М.А. Рейснера, равенство перед монархом могло послужить основой, на которой в будущем стала возможна "первая заря гражданской свободы" [5, с.314].
Если монарх обязан не доверять обществу, то общество, по мнению просветителей, должно доверять своим государям едва ли не абсолютно. Тот же Гоббс объявил "возмутительными" всякие мнения о том, что решение вопроса о добре и зле принадлежит не государю, а подданным. Следовательно, даже откровенно бесчестные деяния монарха, преследование им своих поданных не освобождает их от долга повиноваться властям.
Другое по технологическим наукам
Золотой век Екатерины II Великой (1762 - 1796 гг.)
Из
всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила
самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные
задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного
аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положе ...