Подводная лодка К.А. Шильдера
В истории русской техники XIX века особое место принадлежит Карлу Андреевичу Шильдеру. Родившийся в 1785 году под Смоленском, К.А. Шильдер получил образование в Московском благородном университетском пансионе. Прекрасный рисовальщик и чертежник, математик, музыкант, геодезист и фортификатор в 1803 году был зачислен в колонновожатые при Депо свиты царя.
Боевое крещение Шильдер получил в Аустерлицком сражении, в 1806 году получает первый чин подпоручика и начинает службу в инженерных войсках, где состоял до конца жизни и дослужился до звания генерал-адъютанта. Фортификация стала главным, но не единственным призванием Шильдера. Работы Шильдера в ракетной и минной технике, мостостроении, бурового инструмента для подземной проходки, создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков далеко не полный перечень его изобретений и идей.
На втором месте после фортификации в заслугах Шильдера надо поставить работы по подводным минам и подводным лодкам. В 1831 году член-корреспондент Петербургской академии наук Павел Львович Шиллинг - друг молодости Шильдера, посвятил его в тайны изобретенного Шиллингом способа электровоспламенения пороха. Шильдер посчитал необходимым применить это изобретение для электроподрыва подводных мин. Первое показательное испытание подводных мин с помощью гальванизма было проведено Шильдером на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 года. В дальнейшем при участии Шильдера был создан в 1839 году "Комитет о подводных опытах", который возглавил работы по подводным минам и, так как от идеи подводной мины Шильдер перешел к идее подводных лодок, то и по подводным лодкам.
Вот что объясняет сам Шильдер: "Занимаясь с 1832 года изысканием средств . воспламенения пороха гальванизмом, я открыл преимущественную возможность употребления сего способа в воде, в коей для произведения желаемого действия достаточно опустить мины в тех местах, где обороняющийся намерен поразить противника. Но чтобы сделать сей способ грозным орудием для неприятельского флота, необходимо было найти верное средство к подводу мин под неприятельские корабли, стоящие на якоре, или к уловлению их на ходу; казалось, что устроение подводной лодки и усовершенствование плавания с оною может решить сию задачу - и я немедленно занялся способами к достижению сей цели".
В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту К.А.Шильдера. Корпус подводной лодки был изготовлен на Александровском литейном заводе (ныне ПО "Пролетарский завод"). Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона; ракеты - в Петербургском ракетном заведении.
Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. Поперечное сечение напоминало неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования.
Другое по технологическим наукам
Боевые самолеты
В
течение тысячелетий человечество пыталось разгадать секреты полета. Ход
человеческой мысли был вполне естественным: для полёта нужны крылья. «Вот у
птиц есть крылья - они могут летать» - многие столетия думал человек, всеми
правдами и неправдами пытаясь соорудить и приладить к себе устройства, т ...