Кто придумал самовар

Из иргинских котельных учеников лишь один, ровесник мастера Смирнова, числился православным из Балахонского уезда. И только один ученик происходил не из крестьян, а из нижегородских посадских людей. Звали его Петром Чесноковым.

К середине 1730-х гг. на десяти иргинских фабриках работал 81 человек (не считая углежогов, плотников, рудокопов и т.п.). Фабрика - это один или два мастера (в молотовой - 6) и при них подмастерья, работники, ученики. Родственники работали вместе, семья обыкновенно держалась одного ремесла. Так бытовало на всем Урале, на всех заводах, и если отец и сын или родные братья занимались разным делом, то будьте уверены - выдающиеся мастера с болезненным самолюбием.

У Петра Чеснокова был старший брат Алексей Семенович, мастер якорной фабрики. На якорной фабрике, понятно, что заняты якорями, но, главное, льют, собирают и чинят кричные вододействующие молоты. Якорщик - это литейщик и гидромеханик одновременно. Алексея Чеснокова обучил якорщик из Екатеринбурга, приговоренный когда-то к смертной казни за кражу и прощенный за мастерство.

Был и третий брат Чесноков - Иван Семенович, мастер кузнечной фабрики.

Мало сказать, что другой такой семьи не имелось на Иргине. Ничего более колоритного не знал тогда ни один уральский завод: мастеровые из посадских людей, пришлые раскольники, специалисты трех разных фабрик. Мощная связка: якорщик - кузнец - котельник. "На стыке", говорят, рождается новое. Зачем же пришли в этот мир братья Чесноковы?

К 1734 г. в Иргинской котельной фабрике потоком выпускали: посуду литейную - горшки, котлы и меденники; посуду точеную - кружки, кунганы, лохани, чайники и четвертины; винокурные приборы - казаны с трубами. Посуда отправлялась в хозяйский дом в Балахну, на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, на вольную продажу в Кунгур, в казенный Ягошихинский завод, на Яик. Расходилась и при заводе, в основном в качестве натуральной оплаты при хроническом безденежье. За четыре года произвели посуды общим весом 536 пудов, и большая часть того - 180 пудов - осталась при заводе. Иными словами, Иргинский завод держался посудой, посуда сделалась средством платежа, производитель и потребитель ежедневно сталкивались нос к носу, и потребитель мог на пальцах объяснить, чего ему нужно.

25 сентября 1734 г. Осокины разделились. Петру Игнатьевичу достался Иргинский завод, Гавриле Полуехтовичу - год назад выстроенный Юговской. А ровно через месяц в Екатеринбурге сменилось руководство, главу "горной власти" голландца Геннина сменил Василий Татищев. И задули ветры перемен.

По частным заводам коршунами разлетелись казенные шихтмейстеры, встали вровень с приказчиками и принялись настойчиво учить, как нужно жить и работать. На Иргине приказчику Набатову зачитан был приказ торговлю посудой прекращать, а медь сдавать в Екатеринбург по твердой цене. А еще построить православную церковь и школу.

Приказчик Набатов объяснил, как на Иргине обстоит дело с православием, а насчет меди успокоил: разведанные руды пресеклись, а накопанных хватит разве что до лета 1735-го. И если казне ее величества не обойтись без иргинской меди, то пусть одалживает руды до 25-и тысяч пудов. А еще попросил дозволения обнести завод крепостью и прислать пушек с порохом, ибо, как слышно, новые власти усердствуют не только в заводских делах, а и в отношениях с иными народами.

Весной 1735-го на Иргине получили 19 930 пудов заемной руды с Ягошихинского завода. Летом восстали башкиры. А осенью потихоньку, но чем дальше, тем свирепее начались гонения на староверов, вконец распустившихся при веротерпимом голландце.

В сентябре сделал свой выбор Родион Набатов: с тремя демидовскими приказчиками и екатеринбургским купцом подписал челобитье "за всех староверцев", обещая всяческую благонадежность и лишь прося за то двух-трех попов, "которые по старопечатным книгам веру хранить желают". А еще честно предупредил, что за заемную руду хозяину не рассчитаться, если только не пустить все выплавленное на посуду, желательно самую дорогую - винокурную. И зажил совсем другой жизнью, двинулся дорогами, освещаемыми костром протопопа Аввакума. А в заводе зазвучали проповеди православных миссионеров.

14 марта 1736 г. мастеровые и работные люди Иргинского завода, до точки доведенные мирными и немирными увещеваниями перейти в "правильную" веру, организованно прекратили работу, поделились на группы и пошли маршем на Кунгур записываться в боевые сотни на Башкирскую войну. На Иргине остались женщины, дети до пятнадцати, престарелые работники, несколько караульных, а также приказчик Иван Швецов, осокинский крепостной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская (как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...