Научные открытия и технические изобретения в России XVIII в.
Итогом состоявшейся в 1768–1769 гг. арктической научно-исследовательской экспедиции явилась карта Арктики, на которую были нанесены четыре острова Шпицбергенского архипелага.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Преобразования в гражданской жизни и научно-техническом развитии страны, проводимые Петром I, потребовали подготовки специалистов самых разных профессий. Так появились первые церковные учебные заведения университетского типа — Киево-Могилянская академия (основана в 1632; до 1701 г. — коллегия) и Московская Славяно-греко-латинская академия (основана в 1687 г. под названием Эллино-греческая академия), многие выходцы из которых трудились потом на светском поприще. В 1692 г. в Москве при Пушечном дворе была организована артиллерийская школа, а в 1701 г. — Школа математицких и навигацких наук ("Навигацкая школа"), ставшая первым специализированным высшим учебным заведением. Здесь готовили моряков, судостроителей, геодезистов, картографов. Уже к 1712 г. в ней обучалось 180 учеников из самых разных сословий.
Вслед за Навигацкой школой были открыты инженерное (1711) и артиллерийское (1712) училища, в 1719 г. — Петербургское высшее инженерное училище ("Инженерная рота"), а в 1715 г. — Морская академия. Наряду с техническим и математическим образованием быстро стали развиваться медицинское и технико-фармацевтическое образование. В 1707 г. по указу Петра I была открыта в Москве первая медицинская "госпитальная" школа. К 1733 г. медицинские школы были организованы в Петербурге и Кронштадте. Вместе с московской они сыграли большую роль в подготовке русских врачей и распространении анатомо-физиологических, ботанических и зоологических знаний.
В конце XVIII в. создаются медико-хирургические академии в Петербурге и Москве.
В 1773 г. в Петербурге было организовано Горное училище, которое готовило первых русских геологов. По времени основания было вторым в мире.
С 1714 г. в губернских центрах организуются подготовительные "цифирные" (начальные общеобразовательные) школы, а на Урале и в Сибири — горные школы.
В 1880-е гг. народные училища, в программе которых значительное внимание уделялось математическим и естественным наукам, были открыты в 25 губерниях России.
ПАЛЛАС ПЕТР СИМОН (1741–1811). Русский естествоиспытатель, член Петербургской АН.
В 1768–1774 гг. возглавлял экспедицию Академии в районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Башкирии, Урала, Забайкалья, Сибири, результаты которой были опубликованы в его труде "Путешествие по разным провинциям Российского государства" (3 чч., 1773–1788). Он открыл и описал большое количество новых видов птиц, млекопитающих, рыб и насекомых, дал описание их внутреннего строения, сезонной изменчивости, географического распространения. Как палеонтолог произвел исследование ископаемых остатков волосатого носорога, буйвола, мамонта. В области ботаники ему принадлежит первая попытка создания труда по флоре России (1784–1788).
ПЕРВАЯ ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА
Открыта в Петербурге в 1714 г. Ее основу составили личная библиотека Петра I, книги других собраний. К 1725 г. имела около 12 тыс. книг и ценное собрание рукописей.
ПЕРВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Была построена в 1748 г. при Академии наук как первое в истории страны исследовательское учреждение, прообраз будущего научно-исследовательского института. В основу её работы легли принципы соединения науки и практики. М. В. Ломоносов проводил в ней изыскания в области физики и химии, а также читал лекции студентам, демонстрируя опыты. Так было положено начало семинарам и практическим занятиям, которые вошли в учебный процесс лишь в XIX в.
ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УЧЕБНИК МЕХАНИКИ
Вышел в 1722 г. под названием "Наука статическая, или механика" и был составлен для учащихся Петербургской Морской академии. Написан военным и политическим деятелем первой половины XVIII в. Григорием Григорьевичем Скорняковым-Писаревым. Учебник краток: 26 страниц и 21 чертеж. Книга начинается определением предмета механики и перечислением семи "главнейших" машин. В учебнике даны только сложение и разложение сил тяжести. Механика, изложенная в книге, представляет часть статики, изучающую действия сил веса.
ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (АН )
Её создание — завершающие звено в цепи культурных преобразований петровской эпохи. 28 января (8 февраля по н. ст.) 1724 г. Сенат издал указ об основании Академии – государственного научного учреждения, целью которого было удовлетворение научных и технических потребностей страны. В её состав вошли Кунсткамера, физический кабинет (1725), обсерватория (1730-е гг.), географический департамент (1739), химическая лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова).
С 1803 г. — Императорская АН, с февраля 1917 г. — Российская АН, с 1925 г. — АН СССР, затем с 1991 г. — вновь Российская АН (РАН).
ПОЛЗУНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ (1728–1766). Гениальный учёный-самоучка, создатель теплового двигателя и первой в России паровой машины.
Другое по технологическим наукам
Научный подвиг «Ньютона электричества»
Имя Ампера
дано одной из основных электрических единиц. Теперь тысячи людей произносят
слово «ампер», почти ничего не зная об этом человеке. В то время, как бренное
тело его превратилось в прах, его имя стало достоянием человечества.
Французский
академик Д. Бертло
Тринадцатилетний
ав ...