Обитаемость кораблей

В целом следует отметить, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполнялись в 60-е годы, во многом носили пионерский характер и сыграли важную роль в обеспечении длительного и безопасного пребывания людей в герметично замкнутых объемах. В эти годы в управлении было положено начало формированию самобытных научных школ В.З.Аксель-Рубинштейна, А.Н.Бухарина, И.Ф.Жильцова, В.В.Кустова, А.В.Миртова, В.П.Молчанова, А.П.Румянцева, Н.В.Саватеева, И.А.Сапова, Л.А.Тиунова, В.Г.Чвырева и других ученых.

Благодаря работам Л.А.Тиунова (впоследствии академика РАМН) особо бурное развитие получило токсилогическое направление военно-морской медицины. При этом решались как прикладные задачи, связанные с проведением санитарно-химических и токсилогических исследований полимерных материалов кораблестроительного назначения, идентификация качественных и количественных параметров воздушной среды корабельных помещений и вопросы экспериментального обоснования санитарных регламентов, так и фундаментальные проблемы, расширяющие представления о механизмах токсического действия ксенобиотиков на организм.

В 1974г. принято решение о выведении из состава управления обитаемости подразделений, занимающихся проблемами химической и радиационной безопасности, и формировании на их основе самостоятельного управления при 1-м ЦНИИМО. Это управление до 1983г. возглавлял И.И.Мартынов.

Создание лабораторной базы, на которой выполнялись исследования, заложило фундамент современных представлений о радиационной безопасности объектов ВМФ. Кроме того, в ходе исследований выбраны оптимальные варианты систем электрохимической регенерации для подводных лодок нового поколения и созданы более совершенные ее образцы. Успешно решались вопросы защиты кораблей ВМФ от поражающего действия оружия массового уничтожения. Разрабатывались средства и методы радиационного и газового контроля и принципы аэрозольной маскировки. Отдельные технические решения, предложенные сотрудниками управления обитаемости для реализации в кораблестроении, сыграли существенную роль в повышении скрытности подводных лодок.

С 1970 по 1977г. управление обитаемости возглавлял генерал-майор медицинской службы П.И.Горбатых. В этот период выполнена новая серия стендовых испытаний, в ходе которых ставилась задача обосновать медико-технические требования к обитаемости сверхмалых подводных лодок. Этой работе предшествовали исследования на животных по изучению влияния шума, вибрации, неионизирующих излучений, параметров микроклимата, вредных химических веществ на организм применительно к специальным условиям. Одновременно был модернизирован стенд, где размещался профилакторий. В стендовых условиях воссоздана модульная схема компоновки корабельных помещений, что позволило оценить функциональные возможности человеческого организма на перспективных кораблях.

В 1982-1983гг. проведены крупномасштабные уникальные испытания на 160-суточную герметизацию добровольцев на модернизированном стенде обитаемости. К этой работе были привлечены многие организации и ведомства, участвующие в проектировании и строительстве кораблей ВМФ. Основное руководство испытаниями осуществлялось 1-м ЦНИИМО (А.Н.Бухарин). Обоснованный с медицинской точки зрения режим труда и отдыха подводников, а также предложенный в ходе испытаний модульный принцип компоновки корабельных помещений был вскоре реализован в практике отечественного кораблестроения. По завершении этой работы большая группа сотрудников управления обитаемости была отмечена государственными наградами, в том числе руководитель группы В.Н.Носов.

В 80-е годы были выполнены исследования с целью создания автоматизированных средств оценки сложной комплексной системы корабль-человек на основе определения и прогнозирования состояния здоровья и работоспособности экипажа и выработки объективных рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и реабилитации больных. Значительный вклад в координацию работ по внедрению автоматизированных систем диагностики и методов лечения сделан Научным советом ВМФ по медицинской кибернетике (И.И.Тынянкин, Н.Т.Потемкин, В.В.Жеглов, В.И.Касаткин).

В 1987-1994гг. решались новые проблемы. В частности, получили развитие исследования, имеющие своей целью изыскание высокоэффективных антидотов и фармакологических средств, повышающих работоспособность корабельных специалистов, изучалось влияние электромагнитных излучений на организм и выполнялись исследования по их регламентированию. Было положено начало созданию уникальных средств газового контроля, позволяющих на новом уровне осуществлять мониторинг воздушной среды корабельных помещений. Созданы чувствительные средства дозиметрического контроля в кабельном исполнении. Нашла практическое воплощение идея оснащения кораблей новыми средствами камбузного оборудования.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по технологическим наукам

Боевые самолеты
В течение тысячелетий человечество пыталось разгадать секреты полета. Ход человеческой мысли был вполне естественным: для полёта нужны крылья. «Вот у птиц есть крылья - они могут летать» - многие столетия думал человек, всеми правдами и неправдами пытаясь соорудить и приладить к себе устройства, т ...