Морские ракетные комплексы с разделяющимися головными частями
Старт ракеты из затопленной шахты обеспечивается пороховым аккумулятором давления, установленным на днище шахты и размещенным в сопле двигателя первой ступени. В момент старта специальные заряды твердого топлива стартовой системы создают газоструйную защиту на подводном участке в виде каверны, которая существенно уменьшает динамические нагрузки на ракету. Команда на запуск двигателя первой ступени подается в момент выхода ракеты из шахты. После выхода из воды амортизационная ракетно-стартовая система снимается с ракеты специальными двигателями и уводится в сторону от подводной лодки.
Для ракеты РСМ-52 разработана новая технологическая схема эксплуатации с применением агрегатов наземного оборудования на железнодорожном ходу, что обусловлено большой массой ракеты, которая потребовала также соответствующего развития системы базирования.
Ракетным комплексом с ракетами РСМ-52 вооружены тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения типа “Тайфун”.
Длительное время ближайшими помощниками генерального конструктора морских баллистических ракет академика В.П.Макеева были В.Л.Клейман, Л.М.Косой, В.Е.Каргин, П.С.Колесников, Н.Ф.Тамбулов. От Военно-Морского Флота наибольший вклад в создание корабельных баллистических ракет внесли коллективы, возглавлявшиеся В.А.Сычевым, Ф.И.Новоселовым и Н.И.Боравенковым; сотрудники - М.И.Ковалевский, О.В.Горожанский, Р.А.Рухадзе, П.Н.Марута, Н.П.Прокопенко, Б.Н.Сергеев, В.К.Свистунов, А.Б.Абрамов, Б.А.Турыгин, А.С.Авдонин, Л.И.Ахрамович и др.
Существенный вклад в создание третьего поколения морских ракет с разделяющимися головными частями внесли разработчики боеголовок. Сложность вопросов создания таких боеголовок особенно проявилась при разработке супермалогабаритной боеголовки ракеты РСМ-50, которая предназначалась для варианта боевой нагрузки семиблочной головной части. Первый этап работ с использованием накопленного опыта показал, что без тесного взаимодействия ядерщиков и ракетчиков, серьезного подключения отечественного научного и промышленного потенциала создать нужные боеприпасы невозможно. По этой же причине в 1977г. при активной позиции В.П.Макеева было принято важное решение об использовании для научных и конструкторских исследований специальной (нештатной) ракеты К-65МР, обеспечивающей запуски экспериментальных блоков. Первые результаты пусков - самые плачевные: блоки либо лежали на боку с прогарами, либо их не находили. Но в итоге результаты испытаний дали возможность уточнить пути решения научно-технических проблем и выработать конкретные меры по их разрешению: создается углерод-углеродный отечественный материал для наконечников и конструкции наконечников из него; исследуются вопросы аэродинамической асимметрии и физические процессы, определяющие скорость вращения блока; разрабатываются новые эрозионно стойкие теплозащитные материалы, средства стабилизации вращения, мероприятия по значительному повышению точности изготовления и балансировки корпусов и боеголовок. Не меньшие проблемы решают и ядерщики: создается последовательно несколько типов малогабаритных зарядов и автоматики. Десятилетний напряженный труд ученых, конструкторов, технологов, всех, кто участвовал в создании этого типа боеприпасов, позволил выйти на уровень мировых стандартов, успешно сдать на вооружение ракетные комплексы с современной боевой нагрузкой.
Другое по технологическим наукам
Автомобиль и власть
В каждой стране,
большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей
государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать
безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти
из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...