Первые морские баллистические ракеты
В начале 50-х годов были созданы предпосылки для разработки морских баллистических ракет и вооружения ими подводных лодок. В подразделениях НИИ-88 и Институте вооружения ВМФ, который возглавлял Н.А.Сулимовский, исследовались различные аспекты вооружения кораблей и подводных лодок ракетным оружием. Практическое начало работ по созданию отечественных морских баллистических ракет связано с представлением С.П.Королевым руководству страны памятной записки, в которой предлагалось провести опытно-конструкторские работы по приспособлению разрабатываемой под его руководством оперативно-тактической ракеты Р-11 к запуску с подводной лодки. В январе 1954г. вышло Постановление Совета Министров СССР об исследовании возможности пусков баллистических ракет с подводных лодок, проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе полученных результатов технического проекта подводной лодки с ракетным вооружением. В 1955г. была начата опытно-конструкторская разработка ракеты Р-11ФМ, а в 1956г. - ракеты Р-13 комплекса Д-2. Ракета Р-13, оснащенная мощной боеголовкой, стала первой морской баллистической ракетой, специально разработанной для подводной лодки. Эти ракеты по факту первенства относятся к выдающимся научно-техническим достижениям. При их создании реализовались этапные, характерные для всего отечественного ракетостроения решения, такие как: использование несущих баков и высококипящих компонентов топлива, переход от газовых рулей к качающимся рулевым камерам сгорания и переход от газогенераторной вытеснительной к турбонасосной системе подачи топлива, применение связанных оболочек камер сгорания и отделяемой боеголовки. В то же время стрельба с подвижного, качающегося основания и сопряжение ракетной системы управления с навигационным комплексом подводной лодки стали первым решением специфических задач морского ракетостроения.
Примененная на ракете Р-11ФМ боеголовка с атомным зарядом не отделялась от ракеты в полете. Первым отделяемым боевым блоком корабельных баллистических ракет стал блок ракеты Р-13. Перед разработчиками этого блока встала сложнейшая задача: вписать больших габаритов термоядерный заряд, созданный для межконтинентальной ракеты, в малогабаритную ракету подводной лодки, обеспечив при этом приемлемые эксплуатационные параметры и заданную дальность стрельбы. За решение задачи взялись молодые ядерщики и ракетчики, во главе которых стояли К.И.Щелкин и В.П.Макеев. Основная заслуга в создании этого уникального, даже по меркам сегодняшнего дня, боевого блока принадлежит К.И.Щелкину, принявшему решение о серьезной переработке конструкции уже испытанного боеприпаса под условия размещения в морской ракете. Это первая и на многие годы была единственной конструкцией блока с совмещенным (единым) корпусом заряда и самого блока. Ракеты Р-11ФМ и Р-13 могли стартовать с верхнего среза ракетной шахты подводной лодки, находящейся только в надводном положении. Это, безусловно, ограничивало боевое применение стратегического оружия и снижало боевой потенциал его носителя. Поэтому следующим логически обоснованным и необходимым шагом стало освоение подводного старта. Данная проблема была решена в опытно-конструкторской разработке комплекса Д-4 с ракетой Р-21, начатой в 1959г.
Другое по технологическим наукам
Архитектура ЭВМ БЭСМ-6
Мы выделили
описание машины БЭСМ-6 в отдельный раздел по той причине, что эта машина
занимает особое место в развитии отечественной вычислительной техники.
Принципы, заложенные в основу ее структурной организации, не потеряли своего
значения до сих пор. Машины БЭСМ-6 и вычислительные комплексы, со ...