Атакующие из пучины
Создание подводного флота в советский период началось, как уже говорилось, со строительства первых шести подводных лодок типа “Декабрист”, включенных в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32гг “Декабрист” (Д-1) проектировали в конструкторском бюро, которое тогда возглавлял талантливый конструктор Б.М. Малинин - ученик видных корабельных инженеров К. П.Боклевского и И.Г.Бубнова. В создании ее принимали также участие выдающиеся ученые-кораблестроители А.Н.Крылов, П.Ф.Папкович и Ю.А.Шиманский.
Подводные лодки типа “Декабрист” в отличие от дореволюционных “Барсов”, на смену которым они пришли, были двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. Их тактико-технические характеристики не отличались от мировых стандартов того времени. При водоизмещении 941/1288т они имели главные размерения 76,6х6,4х3,81м. Дизель-электрическая энергетическая установка мощностью 2200/1050л.с. позволяла развивать скорость 14/9узлов, а дальность плавания составляла 3440/135миль. На вооружении этот тип лодок имел восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Экипаж составлял 53 человека. Подводные лодки типа “Декабрист” вступили в строй в 1930-1931гг. В 1933г. отечественная судостроительная промышленность поставила флоту и подводные корабли II серии типа Л (“Ленинец"). Помимо мощного торпедного вооружения, они имели специальные трубы для постановки якорных мин заграждения, став первыми подводными минными заградителями советской постройки. Их тактико-технические характеристики были близки к подводным лодкам типа “Декабрист”, за исключением дальности плавания в надводном положении (7-11тыс. миль). В 1933г. на вооружение флотов начали также поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.), 1934-1935гг. V-бис-1-я серия (14 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2-я серия (13 ед.), 1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед.). Их проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М.Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Последняя серия лодок типа Щ имела водоизмещение 584/700т при главных размерениях 58,8х6,4х4,0м, мощность энергетической установки 1600/800л.с., скорость 14/8узлов и дальность плавания 4500/100миль.
Самыми многочисленными подводными лодками в ВМФ были лодки типа М - “Малютка” VI и VI-бис серий, - которые строились под руководством конструкторов А.Н.Асафьева и П.ИСердюка. Они начали строиться с 1934г. На смену им в 1940г. пришли подводные лодки типа М (“малая” XII и XV серий). Последние лодки XV серии вступили в строй в 1944г. Их водоизмещение увеличилось по сравнению с “малютками” почти вдвое и составило 283/350т, что позволило установить четыре торпедных аппарата вместо двух, как это было на первых сериях. Мощность энергетической установки была доведена до 920/960л.с., а скорость увеличена до 15,5/9узлов при дальности плавания 3000/85миль.
Оставив прошедшее на совести политиков, откровенно скажем, что в предвоенном строительстве подводных лодок и других кораблей наша страна сотрудничала с Германией. Дизели для подводных лодок типа “Декабрист” поставлялись из Берлина. Германские инженеры оказывали нам техническую помощь при проектировании и строительстве подводных лодок типа С (“средняя"), которые строились с 1936г. и в течение всей войны. Две серии этих лодок (IX и IХ-бис) насчитывали 34 единицы. В создании подводных лодок типа С активное участие принимал инженер-контр-адмирал В.Ф.Критский. Водоизмещение этих лодок составляло 837/1073т при главных размерениях 77,7х6,4х4,0 м., мощность энергетической установки - 4000/II00л.с.; лодка могла развивать скорость до 19,5/9,0узла при дальности плавания 8200/135миль. В состав вооружения входили четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата и одно 100-мм орудие.
Особого внимания заслуживает наша прославленная подводная лодка типа К (“крейсерская"). Разработка ее проекта закончилась к 1935г. Главным конструктором и строителем этой лодки был М.А.Рудницкий - руководитель отдела подводного плавания в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИИВК ВМС РККА).
Другое по технологическим наукам
Устройство и классификация метательных машин
С названиями метательных машин в научной литературе царит
ужасная неразбериха. На то есть четыре причины:
– путаница между греческими, римскими и позднейшими
системами классификации;
– смешивание названий метательных машин вообще (катапульта)
с названиями отдельных видов (скорпион, онагр); ...