Начало советского ракетостроения

С момента захвата власти в 1917г. коммунисты придавали большое, если не основное, значение развитию вооруженных сил и вооружений.

Сразу же после окончания гражданской войны в неурожайный, голодный 1921 год в Москве (в доме №3 по Тихвинской ул.) была создана научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория по разработке ракетных двигателей и ракет.

Основателем ее был инженер Н.И.Тихомиров, который еще до 1-ой Мировой войны начал заниматься пороховыми ракетами и сделал в этой области ряд изобретений. Ему было выделено 17 станков, а после того, как впервые в мире удалось создать ракеты на бездымном порохе и в 10 раз увеличить дальнобойность морских мин, в 1928г, лаборатория Н.И.Тихомирова была расширена и получила название Газодинамической (ГДЛ) и была подчинена Военному научно-исследовательскому Комитету при Реввоенсовете СССР. ГДЛ был первой в мире государственной организацией по разработке ракет и двигателей к ним.

Начальником ее после смерти Тихомирова в 1930г. становится инженер Б.С.Петропавловский.

Она переводится в Ленинград, где получает 12 комнат в здании Главного Адмиралтейства и Петропавловской крепости, где ее работу поддерживает командующий войсками Ленинградского военного округа Тухачевский. Особое значение его поддержка приобрела, после того как в 1931 году Тухачевский был назначен начальником вооружений РККА.

Штат сотрудников ГДЛ быстро возрос от 10 человек в 1931 году до 200 в 1933 году.

Осенью 1931 года в Москве при научно-исследовательском секторе Центрального Совета Осовиахима создается Московская группа изучения реактивного движения (МосГИРД), начавшая в 1932 году работы по проектированию авиационного жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД), названного ОР-2 и ракетоплана РП-1.

В начале тридцатых годов группы изучения реактивного движения создаются' во многих городах страны, в том числе самая крупная (более 400 сотрудников) при Бюро воздухоплавательной техники в Ленинграде. Они занимались преимущественно пропагандой реактивного движения, но московская ГИРД, в которой работал С.П.Королев, и ленинградская ГИРД по заданию военных начали интенсивные работы по созданию ракет, воздушно-реактивных двигателей и ракетопланов.

Ракеты создавались в московской ГИРД под руководством С.П.Королева. Первый полет созданная его группой ракета совершила 17августа 1933г. Она поднялась на высоту 400м, но уже в следующем году модификация этой ракеты достигла высоты 1500м.

Успехи были столь очевидны, что уже 21октября 1932года зам. начальника вооружений РККА Н.А.Ефремов написал докладную в ЦК ВКП(б) И.В.Сталину о необходимости создания для работы в области вооружений Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).

Он был создан 21сентября 1933г. в Москве на базе ленинградской ГДЛ и московского ГИРД и подчинен постановлением Совета Труда и Обороны Народному Комиссариату тяжелой промышленности. Начальником РНИИ был назначен И.Т.Клейменов, заместителем сначала С.П.Королев, а с января 1934г. Г.Э.Лангемак, руководивший также разработкой пороховых снарядов и пусковых установок к ним. Научное руководство РНИИ осуществлял Технический Совет. В него входили: Г.Э.Лангемак (председатель), В.П.Глушко, В.И.Дудаков, С.П.Королев, Ю.А.Победоносцев и М.К.Тихонов.

Этот институт существует и в настоящее время. Впоследствии ему было присвоено открытое название Научно-Исследовательский Институт Тепловых Процессов (НИИТП). Жидкостно-реактивными двигателями в этом институте занимался В.П.Глушко (зав. лабораторией в 1934 .1938гг., впоследствии руководил ОКБ), теорией горения, а потом ориентацией космических кораблей – Б.В.Раушенбах (зав. лабораторией в 1936 .60гг., впоследствии перешел в ОКЕ Королева); о судьбе С.П.Королева, который заведовал лабораторией НИИТП с 1934 по 1938 годы, автор рассказывает в дальнейшем.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Системы контроля давления в шинах
Интерес к проблеме контроля давления в шинах в последнее время значительно возрос, и произошло это благодаря тому, что в США вступает в силу требование Национальной администрации по безопасности на транспорте (NHTSA) об обязательном наличии датчиков давления на всех новых автомобилях 2006 модельно ...