Подводная лодка И.Ф. Александровского
"Лодка была спущена в три часа пополудни и оставалась под водой до 8-ми часов следующего утра. Во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах . Лодка же находилась на глубине 30 фут".
(Из доклада И.Ф. Александровского об испытаниях 1868 года.)
Менее удачно прошли ходовые испытания, которые показали существенные отклонения от проектных характеристик, а именно:
- подводная скорость составляла 3,5 узла; - запаса воздуха (при первоначальном давлении 57 атмосфер) хватало на 2,5 часа, за это время подводная лодка проходила до 9 миль;
- движение в подводном положении было неустойчивым по глубине, так, например, 27 сентября 1869 года подводная лодка, двигаясь со скоростью 1,5 узла в течение часа, 9 раз всплывала на поверхность;
- отклонение от курса при движении в подводном положении достигало значительных величин;
- водолазы, выходившие из лодки для крепления мин, не достигали значительных успехов.
Для удержания подводной лодки на заданной глубине И.Ф. Александровским был разработан "самодействующий регулятор", но желаемых результатов так и не удалось достичь. Предполагалось, что при испытаниях на больших глубинах подводная лодка будет двигаться более устойчиво.
2 октября 1869 года Морской ученый комитет отметил, что лодка значительно исправлена и есть надежда на дальнейшее ее улучшение, но при этом необходимо, чтобы весною будущего года опыты над лодкою были произведены в обширном размере на большей глубине, на 15 или 20 саженях. В 1869 году подводная лодка должна была пройти под водой расстояние 1,5 мили от Лондонского маяка до специально поставленного корвета "Гридень"; расстояние было пройдено, но подводная лодка 2 раза поднялась на поверхность и 2 раза ударилась о дно. Справедливо предполагая, чтобы расстояние подо дном подводной лодки было по меньшей мере 15-20 футов, Александровский считал, что перед плаванием на глубинах более 60 футов необходимо испытать, какое давление воды может выдержать его подводная лодка. Такое испытание было проведено в июле 1871 года в Биоркезунде близ кирхи Койвисто. Первое погружение без людей на глубину 12 сажен лодка выдержала благополучно и всплыла после продувания прикрепленных к ней резиновых спасательных мешков, также спроектированных Александровским. На следующий день погружение было произведено на глубину 13,5 сажен; на этой глубине, как выяснилось позднее, "верхняя часть лодки по направлению от носа больше чем на половину сдавлена". Лодка затонула на глубине 15 сажен и не смогла быть поднята продуванием прикрепленных к ней резиновых мешков. На этой глубине подводная лодка пролежала до 7 сентября 1871 года, когда ее удалось поднять на поверхность воды, после чего она снова затонула. 30 июля 1872 года лодку подняли и перенесли на глубину 8 сажен, затем 14 октября того же года подводную лодку переместили на глубину 4 сажени и только 18 мая 1873 года, временно заделав повреждения, привели на буксире винтового корвета "Гридень" в плавучий док в Кронштадте. В августе 1873 года лодка была установлена в эллинг Нового Адмиралтейства для ремонта. Александровский предложил удлинить лодку на 10 футов; в связи с необходимостью столь крупной переделки ремонтные работы приостановились. В 1878 году эллинг потребовалось освободить и подводную лодку, спустив на воду, отправили в гребной порт.
"Единственное, но зато весьма существенное преимущество лодки г. Александровского перед прежними изобретениями этого рода заключается в том, что и сам он не утонул еще и спускавшиеся с ним люди живы. Г. Александровский справедливо гордится этим".
("Сборник морских статей и рассказов". Ежемесячное приложение к газете "Яхта". Июль 1878 года.)
В 1875 году, убедившись в невозможности достичь увеличения подводной скорости, Александровский выступил с предложением переделать свою подводную лодку в "полуподводную" и приспособить ее для стрельбы самодвижущимися минами (торпедами). Он предполагал, что его подводная лодка, двигаясь в положении, когда над водою возвышается только рулевая башня, будет малозаметной и малоуязвимой. Вместо пневматической машины Александровский предлагал установить паровые машины и котлы, которые должны были обеспечить полуподводной лодке скорость до 15 узлов. Поскольку в этом проекте Александровский практически отходил от идеи подводного плавания, проект после неоднократных рассмотрений был отвергнут. Особое возражение вызывала возможность быстрого тушения котла и погружения под воду с паром в котле и машине.
Другое по технологическим наукам
Происхождение «Геологии старой Земли» и ее влияние на жизнь в XXI веке
Сегодня мало кто сомневается в том, что
вселенной и земле – миллионы лет. Но так было не всегда, и ныне число людей,
отвергающих эту идею, быстро растет. Идея о том, что земле очень много лет,
получила развитие в XIX веке благодаря геологии и встретила отпор со стороны
группы христиан – как ученых ...