История применения активно - реактивной схемы в противотанковых гранатометах
Одним из важнейших направлений развития противотанкового вооружения. после окончания второй мировой войны является бурное насыщение пехотных подразделений армий, практически всех стран мира неуправляемым безоткатным оружием ближнего боя - противотанковыми гранатометами и безоткатными орудиями. Предпосылками для создания такого оружия явились два важных достижения в области совершенствования боеприпасов: это разработка и освоение в период второй мировой войны кумулятивных боевых частей, бронепробивное действие которых не зависит от скорости встречи с преградой, и создание пороховых метательных зарядов для ствольных систем оружия, способных устойчиво гореть при относительно малых давлениях в стволе (несколько сотен атмосфер) в условиях оттока части образующихся продуктов сгорания через казенный срез ствола /1/.
Высокая эффективность безоткатного противотанкового оружия ближнего боя была подтверждена опытом боевого применения немецких гранатометов, известных под названием "Фаустпатрон" в конце второй мировой войны. В частности, анализ боевой операции по взятию Берлина показал, что 70% советских танков при ее проведении было уничтожено огнем гранатометов. Дальность стрельбы гранатометов '"Фаустпатрон" не превышала 150 м, однако, этого было вполне достаточно для ведения уличных боев.
Опыт разработки безоткатного оружия в различных странах в течении последующих 10-15 послевоенных лет показал, что повышение дальности их стрельбы, необходимое для эффективного использования в различных типах боевых операций, связано с существенным повышением массы и габаритов пусковых устройств. В связи с этим в указанный период дальность эффективной стрельбы ручных гранатометов не превышала 200-250м, а станковых гранатометов(безоткатных орудий)-500-600м.
Для того, чтобы преодолеть эти барьеры, не выходя за рамки допустимых ограничений по массе и габаритам, налагаемым на мобильное оружие, требовалось использование нетрадиционного технического решения.
Одним из таких решений являлось использование активно-реактивного принципа метания гранаты (снаряда), т.е. принцип ее ускорения когда помимо скорости приобретенной в стволе оружия, гранате на траектории сообщается дополнительная скорость от включаемого реактивного двигателя. Однако, долгое время это решении не использовалось военными специалистам по причине того, что воздействие на гранату в полете тяги реактивного двигателя должно было по мнению большинства привести к существенному ухудшению кучности, а также к значительному сносу гранаты, стабилизируемой оперением, при воздействии бокового ветра.
Прорыв в использовании активно-реактивного принципа метания был сделан советскими конструкторами при создании ручного противотанкового гранатомета РПГ-7, принятого на вооружение в 1961году. Использование активно-реактивного принципа метания позволило повысить дальность эффективной стрельбы до 300 м, т.е. почти в З раза по сравнению с состоящим в то время на вооружении Советской Армии гранатометом РПГ-2. При этом была обеспечена приемлемая для носимого оружия масса гранатомета-6,3 кг и выстрела-2,2 кг. В процессе отработки гранатомета РПГ-7 были найдены и использованы частные технические решения по обеспечению высоких показателей кучности и устойчивости гранаты к воздействию бокового ветра, которые легли в основу создания последующих, как отечественных, так и зарубежных образцов противотанковых гранатометов до конца 20 века. В частности было определено рациональное соотношение между приростом скорости гранаты от работы реактивного двигателя на траектории и скоростью, получаемой в стволе гранатомета. Первоначально это соотношение составляло примерно 1,5, а на модернизированных вариантах выстрелов оно было доведено до 1 .1,1. Был предусмотрен проворот гранаты как на траектории, за счет косого среза на элементах оперения, так и в стволе гранатомета за счет газодинамической турбинки, что обусловило осреднение эксцентриситета тяги реактивного двигателя и влияние начальных возмущений при выходе гранаты за дульный срез ствола. С целью минимизации возмущений, получаемых гранатой в момент включения реактивного двигателя, было оптимизировано время его включения относительно момента начала ускорения гранаты. Для реализации этого времени в конструкцию реактивного двигателя введено специальное устройство - пирозамедлитель-воспламенитель.
Другое по технологическим наукам
Автомобилестроение в России до 1917 г.
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения по земле привела
человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее удобным и
любимым из которых стал автомобиль.
Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в современном
понимании автомобилями принято называ ...