Космическая станция Мир

"Союз ТМ". Американские корабли "Спейс шаттл" имеют продолжительность автономного полета две недели, поэтому только "Союзы" могут обеспечить безопасность экипажа в длительной экспедиции. К портам "Мира" могут быть пристыкованы до трех таких кораблей одновременно.

"Прогресс М". Ежегодно пять - шесть грузовых кораблей доставляют около 2,5 т грузов каждый. Их бортовые системы аналогичны таким же у пилотируемого корабля, а вместо спускаемого аппарата устанавливается отсек для доставки топлива на станцию.

"Радуга". Портативная капсула для спуска на Землю 150 кг "скоропортящихся" результатов исследований.

Постоянное совершенствование медико-биологического обеспечения полетов, дополетной подготовки и послеполетной реабилитации позволило регулярно наращивать продолжительность полета космонавтов. Установлены ряд абсолютных мировых рекордов, в том числе - 438 сут. для мужчин и 169 сут. - для женщин. Присутствие человека - важнейший фактор высокой эффективности станции "Мир" - космического исследовательского полигона. Испытания разнообразных объектов экипажем станции в реальных условиях космического пространства обходятся многократно дешевле, чем рутинный путь проб и ошибок на Земле.

Какую конкретно выгоду дает этот подход, очень сложно оценить в деньгах, но он позволяет получать новые знания, отрабатывать технологии и конструкции, которые затем будут применяться на автоматических космических аппаратах. В прошлом году эксплуатация "Мира" обошлась приблизительно в 200 млн долл., такую же сумму предполагается израсходовать в 1996-м. Некоторая часть затрат возмещается за счет участия в полетах иностранных астронавтов, размещения на борту приборов и проведения исследований по программам других государств. Например, пребывание на орбите одного астронавта приносит около 12 млн долл. Конечно, эти средства не покрывают всех издержек, но помогают расплачиваться за уже проведенные работы, так как бюджетные деньги, причем далеко не все, РКК "Энергия" получает обычно в конце года.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по технологическим наукам

Первые полеты
Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...