Тактика бронетанковых войск в 1939—1945 гг.

Развитие бронетанковой техники в 1939-1945 гг.

Между 1939 и 1945 годами танки развивались гораздо быстрее, чем до войны и после нее. В 1939 г. танк был оружием со сравнительно ограниченными возможностями. К 1945 г. он превратился в грозную боевую машину, способную господствовать на поле боя. До 1939 г. танки в значительных количествах применялись в боях только на территории Франции в 1917- 1918 гг. Здесь танки доказали, что являются жизнеспособным средством войны, хотя оставались оружием поддержки пехоты, тихоходным и малонадежным, но при определенных условиях применимым. Танк, наряду с боевой авиацией и химическим оружием, стал одним из главных нововведений Первой мировой войны, которое уже не могло просто сойти со сцены.

Забытые уроки

После 1918 г. в военном деле произошло не так много изменений - в действительности многие армии предпочли забыть о технических новинках великой войны. Военное руководство стран-победительниц с удовольствием принимало такую ситуацию, почивая на лаврах 1918 года. Более того, почти не было шансов на финансирование чего-либо нового. В такой атмосфере танкостроение не могло процветать, но в планах военного руководства Германии уже предусматривалась возможность в какой-то момент открыто отбросить ограничения, накладываемые Версальским Договором. В созданном после революции Советском Союзе Красная Армия постепенно перевооружалась. В других странах коммерческие фирмы - такие как «Виккерс-Армстронг» в Великобритании - разрабатывали и ограниченно производили танки в соответствии с текущими потребностями отдельных стран, желавших иметь у себя танковые силы.

Танкетки

В течение 1920-х годов основная часть нововведений проходила в буквальном смысле по нижней части шкалы - 20-е стали десятилетием танкеток и малых танков. Они были дешевы, имели ряд удобных решений при конструировании, а идея о танкетках, маневрирующих на поле боя, казалась весьма привлекательной и перспективной. Пионерами в разработке танкеток стали компания «Виккерс-Армстронг» и капитаны Карден и Лойд. Начав с экспериментальных одноместных гусеничных прототипов, танкетки превратились в двухместные машины и, наконец, в бронемашины, именуемые ныне легкими носителями вооружения; одним из результатов эпопеи танкеток «Карден-Лойд» стал БТР «Юниверсал-Кэрриер». Несколько последних конструкций Кардена и Лойда получили небольшие вращающиеся башни, начав новую линию «легких танков Виккерс»; похожие разработки использовались в начале Второй мировой войны. Многие находки в конструкции танкеток нашли себе применение в коммерческих легких танках «Виккерс», выпускаемых в начале 1930-х годов. Некоторые из них, например «Виккерс 6-тонный», превратились в серийные русские и польские танки, нашедшие боевое применение во Второй мировой. Конструктивные решения подвески «Виккерс» были «позаимствованы» для ряда японских и американских конструкций, созданных в 30-е годы. Концепцию танкеток, сулившую сотни небольших машин за сравнительно низкую цену, с живостью подхватили Польша и Италия. Для пехотинцев поддержка танкеток была все же лучше, чем ничего. К тому же танкетки позволяли обучить личный состав основам эксплуатации машин, практически изучить управление подразделениями бронированных машин и вопросы взаимодействия с другими родами войск и оружия, отработать ряд других вопросов, решение которых явилось неотложно необходимым через несколько лет.

Огневая мощь, подвижность и защищенность

Урок, полученный несчастными экипажами танкеток и малых танков в 1939 и 1940 гг., заключался в том, что всякая бронированная машина, особенно танк, должна представлять собой равновесие между тремя основными параметрами - огневой мощью, подвижностью и защищенностью. Если один из них гипертрофируется за счет других, конструкция обречена на неудачу. Танкетки хорошо смотрелись на параде, но на поле боя, для которого они предназначались, им отчаянно не хватало огневой мощи и защищенности. В конце 1920-х гг. только несколько военных специалистов, таких как Фуллер и Лиделл Гарт, с достаточной ясностью предвидели развитие механизированной войны, но только в Германии их теоретические разработки легли в подготовленную почву. Немецкие и русские офицеры активно экспериментировали с новыми танками и новой тактикой (в течение 20-х годов Германия и Советский Союз вели совместные секретные разработки новых вооружений). Во Франции Де Голль поддержал свою репутацию «идейного диссидента» военной науки, переложив на свой манер идеи Фуллера и Лиделл Гарта. В Великобритании работники Королевского Танкового Корпуса понимали эти идеи лучше других, равно как и то, сколь мало они могут сделать для воплощения идей в «железо». Отдельно от танкеток рассматривались перспективы трехместных боевых машин.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...