Культурное развитие России в новейшее время
Зарождение советской культуры
Первое послереволюционное десятилетие сыграло важную роль в становлении новой советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества, условия для которой обеспечивались ликвидацией неграмотности, расширением книгоиздательского дела. В культурном развитии эпохи столкнулись между собой две тенденции:
одна - спрямленного революционного натиска, количественного роста, схематизации реальности,
другая - глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. Другим характерным признаком 20-х годов была пестрота литературно-художественной жизни, которую уже со второй половины пытались ввести в управляемое русло. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового. В этот период доведена до логического конца сформировавшаяся в европейской мысли XVIII-XIX веков идея активного преобразования, переделки природы, создана концепция преобразования природы.
Вместе с тем цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX века дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.
Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
В 30-е годы в развитии культуры наступил новый этан. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма, государства, в котором практически полностью ликвидированы конституционные права и свободы. Окапалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вовлеченным в общественные структуры, а полная вовлеченность человека в массы одна из основных черт архаичного социального строя.
Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом.
Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, то есть бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним.
Культурная ситуация второй половины XX века
Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Культурную ситуацию второй половины XX века определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953 году к власти Н.С.Хрущева началась либерализация, затронувшая все сферы общественных отношений. Перелом в культуре обозначился уже в середине 60-х годов и давал о себе знать вплоть до конца 60-х, когда ему на смену выдвинулась иная альтернатива развития.
Другое по технологическим наукам
Машины Леонардо
Леонардо, таинственный и многогранный гений
Возрождения, родился в простой семье неподалеку от деревушки, называемой Винчи,
между Эмболе и Пистоей, на севере Италии.
Он появился на свет в субботу, 15 апреля
1452 года. Его отец был нотариусом, а мать, Катерина из Анчьяно, тогда
незамужняя, поздн ...