Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

Достойный вклад в обеспечение победы советских воинов под Сталинградом внёс коллектив Горьковского автомобильного. 19 декабря автозаводцы рапортовали Родине о досрочном выполнении плана 1942 года. В оставшиеся дни фронт получил дополнительно значительное количество боевой техники и боеприпасов. В 1942 году автозаводцы выпустили продукции в 1,5 раза больше, чем в 1941 году. Выработка на одного рабочего возросла на 35%.

Уже в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолётов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения.

Осенью 1941 года автозаводцы одними из первых в Горьковской области начали сбор тёплых вещей для воинов Красной Армии. 10 сентября "Горьковская коммуна" опубликовала письмо коллектива автозавода. "Мы, - писали автозаводцы, - обращаемся ко всем трудящимся области с призывом принять вместе с нами активное участие в обеспечении Красной Армии всем необходимым для ведения войны в зимних условиях. В каждой семье найдётся тёплая вещь, которая может быть полезна бойцу. Сдавайте её в фонд Красной Армии". С сентября 1941 года по февраль 1942 года трудящиеся автозавода собрали для воинов 22 тысячи различных тёплых вещей и белья. К Новому году, Первому мая, 7 ноября автозаводцы посылали на фронт любовно приготовленные подарки, тёплые, сердечные письма.

Широкий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. "Пусть мои трудовые рубли тяжёлым молотом обрушатся на голову фашистского зверя, помогут Красной Армии нанести ему смертельную рану", - заявил на митинге кузнец Елизар Васильевич Куратов. К середине января 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени В. П. Чкалова и танкового корпуса "Советский танкостроитель" 5 125 тысяч рублей.

* * *

Лето 1943 года принесло тяжёлые испытания воинам Красной Армии и труженикам тыла.

4 июня 1943 года в 23 часа 40 минут была объявлена воздушная тревога. На завод, освещённый вражескими ракетами, упали фугасные и зажигательные бомбы. Горели кузнечные и литейные цехи, дома соцгорода, административные здания. Перебиты водопроводы, нечем было тушить возникшие пожары. На многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились ажурные конструкции цехов. Осколком от бомбы выведена из строя подстанция, принимающая электроток от Горэнерго. Завод объят пламенем. Начальник 2-го термического цеха в годы войны К. Н. Шаганова вспоминает: "Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали.

Первая бомбёжка сорок третьего меня застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у Орла.

И вот ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно светило. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по технологическим наукам

Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
30-е гг. XX в. ознаменовались полетами стратостатов - высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь - космических лучей) на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолетов, а также геофи ...