Второе пришествие либерализма в Россию
Неудивительно, что среди самих радикал-либералов возникли дискуссии по поводу непредвиденных результатов реформ. Одна из наиболее распространенных точек зрения заключалась в утверждении (с ним выступили Ю. Афанасьев, Ю. Буртин, Г. Попов), что роковую роль сыграло нравственное "перерождение" и "предательство" либералов у власти, как и то, что они действовали не в строгом соответствии с заветами демократического движения оппозиционного периода. На мой взгляд, такая, оценка - образец идеологической наивности, к тому же явно призванной снять с самих критиков ответственность за последствия преобразований. Конечно, отрицать морально-нравственное перерождение властвующих радикал-либералов не приходится: современный российский термидор оказался одним из самых циничных в истории. Но гораздо более важная причина резкого разрыва между идеологическими обещаниями радикал-либералов и практическими результатами их реформ заключена в изначальном утопизме этих обещаний. Радикально-либеральная модель социально-экономических и политических реформ, выдвинутая в 1989-1991 гг., при ее реализации в российских условиях могла дать жизнь именно номенклатурному капитализму, а не западноевропейской или североамериканской модели.
Многие активные сторонники радикально-либеральных преобразований России вынуждены были признать утопизм поддерживаемых ими программ (например, один из создателей Социал-демократической партии России - О. Румянцев - в 1993 г. открыто и резко осудил свою прежнюю позицию как утопию, а поэт Е. Евтушенко, активно выступавший в 1989-1991 гг. в качестве яркого оратора-публициста радикал-либералов, в 1993 г. заявил: "Поскольку мы не знали, так сказать, что такое свобода вообще, мы идеализировали свободу. Нам представлялось, например, свобода слова волшебным ключом к процветанию. А оказалось, что это совсем не так, потому что свободу слова нельзя есть, в свободу слова нельзя одеваться, свободой слова нельзя отопить дома во время холодной зимы"). Еще больше политиков, выступавших в 1989-1991 гг. с позиций "чистого либерализма", практически отреклись от нее. Некоторые из них - Н. Травкин, С. Глазьев, С. Говорухин, Т. Карягина, Ю. Власов - вообще совершили поворот на 180%, перейдя в ряды жестких "государственников".
Показателем резкого упадка влияния либерализма образца 1989-1991 гг. является то. что большинство его представителей на современном этапе оказались отброшенными на обочину российской политики и отвергнуты массами в качестве лидеров, заслуживающих доверия. Начиная с 1993 г. в российском либерализме происходит важная качественная перемена: радикал-либерализм утрачивает роль доминирующего его течения, а на ведущую позицию выходит течение социал-либерализма.
Политическое выражение размежевание либерализма получило впервые в декабре 1993 г. в ходе выборов в Федеральное собрание. Радикал-либерализм был тогда представлен движением "Выбор России" во главе с Е. Гайдаром, а социал-либерализм сразу несколькими движениями, главным из которых оказалось "ЯБЛоко" во главе с Г. Явлинским. Соотношение сил между двумя течениями в последующем менялось неизменно в пользу социал-либерализма, который стал выступать в качестве демократической альтернативы радикал-либерализму. На декабрьских выборах 1995 г. "ЯБЛоко" вошло в четверку политических объединений, победивших на выборах в Государственную думу по партийным спискам, в то время как гайдаровский "Демократический выбор России" не смог преодолеть 5-процентныы рубеж, необходимый для вхождения в законодательный орган. Наряду с "яблоком" среди социал-либеральных групп стало заметно также движение "Вперед, Россия!" во главе с Б. Федоровым и объединение "Общее дело" во главе с И. Хакамадой.
Другое по технологическим наукам
До полной ocтановки
Говорите, тормоза придумали трусы? Что ж,
хвала им, быстро сообразившим, что даже гужевой повозке, если, конечно, запрячь
в нее не пару флегматичных волов, а четверку бодрых скакунов, просто необходимо
какое-то приспособление для быстрой остановки.
Тормоза первых автомобилей были построены по
г ...