Синагога «Сноа»
Как уже было сказана, синагога общины «Микве Исраэль» была построена в 1730 году и действует до сих пор. При синагоге есть небольшой музей, привлекающий туристов. Во дворе выставлены копии наиболее красивых надгробий со старого еврейского кладбища. Названия синагоги, «Сноа», происходит от соответствующего слова на папьяменту, от Esnoga (португ.) эш ногеаh («Сияющий огонь» по-древнееврейски, некоторые каббалистические толкования обозначают этим выражением синагогу). Сноа имеет ряд особенностей, отличающих ее от привычных нам синагог. Как в любой сефардской синагоге, бима, именуемая здесь «тева», расположена в центре зала, против арон-кодеша (именуемого «hэйхал»), ближе ко входу с западной стороны, а скамьи для прихожан вокруг тевы смотрят друг против друга. С северной стороны выделяется «банка», скамья для правления общины («парнасим» или «махамад» или «директива»). Хейхал, тева, банка и скамьи сделаны из красного дерева. Синагога имеет четыре центральные колонны (названные в честь матриархов Сары, Ривки, Рахели и Леи), а всего 12 колонн.
Интересной традицией синагоги является слой мелкого сухого песка, покрывающий пол. Некоторые полагают, что он напоминает о временах, когда сефардские евреи были вынуждены тайно собираться для богослужения и маскировали свои молельные дома. Более вероятно объяснение, которое дают в самой синагоге: песок символизирует времена исхода из Египта и скитаний по пустыне. К другой особенности Сноы следует отнести наличие органа. Как известно, галаха запрещает инструментальную музыку в ходе субботнего и праздничного богослужения. Однако после раскола общины в 1864 году и отделения богатых реформистов, руководство общины задумалось о том, как сделать богослужение более привлекательным и зрелищным. Среди рекомендаций комитета общины было создание хора и установка органа. Последний был куплен в Амстердаме и собран в 1866 году. Хахам (раввин) Хумасейро постановил, что органистом должен быть нееврей, во избежание нарушения евреем шаббата. Органная музыка запрещалась в Йом-Кипур, однако в 1930 году, по многочисленным просьбам верующих, правление синагоги разрешило органную музыку и в Йом-Кипур. Окончательное решение было принято голосованием Генеральной Ассамблеи общины большинством 44 против 41. К 1950-60-м годам практически стерлась разница между ортодоксальной конгрегацией «Микве Исраэль» и реформистской «Эммануэль» в образе жизни и отношении к религии. В результате в 1964 году обе общины объединились, используя реконструктивистский ритуал. Богослужения проводятся в здании Сноа, а здание Темпл Эммануэль было продано государству. Ныне в нем располагается островная прокуратура.
Мы посетили синагогу Сноа в пятницу вечером и субботу утром. Присутствовало человек десять из общины (включая одну темнокожую женщину) и несколько туристов. Служба с органом и микрофоном ведется американским «рабаем», родом из Огайо, к сожалению, на английском языке. Т.е. сами молитвы на древнееврейском, но все пояснения, проповеди и прочее - нa английском, а не на португальскoм, голландском или папьяменто. Прозвучала только одна традиционная молитва по-португальски, кажется, за здравие королевы Нидерландов. К сожалению, это означает, что своих голландско-сефардских традиций у них уже практически и не сохранилось. Я разговорился с человеком, который оказался представителем династии Мадуро (он и читал португальскую молитву). Замечу, что семейство Мадуро весьма влиятельно на острове, банк MCB (Maduro & Curiel's Bank) - крупнейший на Нидерландских Антильских островах, они же открыли на Кюрасао мемориальную историческую библиотеку. На мой вопрос, почему они не используют какой-нибудь аутентичный сефардский молитвенник, вместо американского реконструктивистского с английским переводом, он ответил, что ему это тоже не нравится, но все раввины у них из Америки; во всем мире сефардские синагоги - ортодоксальные (кроме еще одной в Панаме), а их община не хочет пользоваться ортодоксальным ритуалом, вот и приходится использовать американский ашкеназский молитвенник.
Другое по технологическим наукам
Машины Леонардо
Леонардо, таинственный и многогранный гений
Возрождения, родился в простой семье неподалеку от деревушки, называемой Винчи,
между Эмболе и Пистоей, на севере Италии.
Он появился на свет в субботу, 15 апреля
1452 года. Его отец был нотариусом, а мать, Катерина из Анчьяно, тогда
незамужняя, поздн ...