Странички биографии ученого
Молодые ученые, взгляды которых полностью совпадали, проводили не только совместные опыты, но и стали близкими друзьями. Эксперименты проводились по теме связи электричества с другими физическими явлениями. Что было известно об этом науке того времени?
1. Электричество могло производить механическую работу. (Натертый янтарь притягивает легкие тела. Явление известно сотни лет.)
2. Электричество давало свет и звук. (Электрическая искра.)
3. Электричество давало тепло. (Гальваническое раскаливание проволоки.)
4. Электричество можно пробовать на вкус, оно производит другие физиологические действия.
5. Электричество обладает химическим действием. (Здесь помимо опытов по разложению воды Риттер как первооткрыватель прекрасно знает о химическом происхождении гальванизма.)
Все подходило под построение положений философии Шеллинга. Только магнетизм в эти рамки не вписывался. Конечно, железные проводники намагничивались иногда электричеством, но это происходило по понятиям науки ХVIII века от механических проявлений электричества (встряска частиц железа).
Но согласно философским построениям Шеллинга связь между электричеством и магнетизмом должна была существовать, и это требовалось доказать. Вот что записал тогда Эрстед: «Мое твердое убеждение, что великое фундаментальное единство пронизывает природу. После того как мы убедились в этом, вдвойне необходимо обратить наше внимание на мир разнообразия, где эта истина найдет свое единственное подтверждение. Если мы не сделаем этого, единство само по себе становится бесплодным и пустым рассуждением, ведущим к неправильным взглядам».
В 1804 г. Эрстед возвращается в Данию. Но с работой в университете у него не все было ладно. Он не мог рассчитывать на государственную оплачиваемую должность. Однако, после того как Эрстеду было поручено ведать коллекцией физических и химических приборов, принадлежащих королю (понятно, что за деньги), он решается читать частные лекции по физике и химии.
Если учесть, что в Париже он, по его словам, «ежедневно изучавыступлений был понятен. «Мои лекции по химии, – писал начинающий лектор, – привлекают столько слушателей, что не все могут поместиться в аудитории».
Именно этими лекциями Эрстед доказал администрации университета свое право на оплачиваемую штатную должность. В 1806 г. он становится экстраординарным профессором физики, в функции которого входила обязанность экзаменовать кандидатов по философии, а также преподавать физику и химию студентам-медикам и фармацевтам. «Отныне, – писал уже штатный профессор, – я получил привилегию основать физическую школу в Дании, для которой я надеюсь найти среди молодых студентов много талантливых людей».
После этого назначения физика была признана полноправной дисциплиной в Копенгагенском университете. И через сто лет один из его воспитанников Нильс Бор (1855 – 1962) станет одним из создателей современной квантовой физики. А с 1936 г. Американская ассоциация преподавателей, учитывая лекторские таланты Эрстеда, присуждает медаль Эрстеда «За выдающиеся заслуги в преподавании физики» наиболее выдающимся профессорам всех стран мира [7].
В 1812 г. Эрстед снова выезжает за границу – в Берлин и Париж. И там он пишет работу «Исследование идентичности электрических и химических сил», где пытается показать, что магнитный эффект производится электричеством. Эта работа свидетельствует о том, что автор продолжает руководствоваться своей философской концепцией, хотя, по словам историков физики, «эта философия скорее тормозила, чем двигала вперед его научное развитие».
Другое по технологическим наукам
Влияние атомного комплекса на послевоенное развитие СССР
Мне приходилось заниматься многими
проблемами Отечественной войны, а также послевоенного развития Советского
Союза, в частности, индустриальными и демографическими. Я считал их важнейшими,
но когда несколько лет назад в составе Правительственной комиссии по
рассекречиванию документов советского ат ...