Тернистый путь в науку

Ампер энергично занялся реорганизацией и оборудованием физического и химического кабинетов

Центральной школы. Нередко использовал для этого свои личные средства и собственноручно ремонтировал некоторые приборы. Имея очень скромное жалование, он был вынужден продолжать давать уроки и работать в частном пансионе. В своей первой лекции, прочитанной в Центральной школе, Ампер продемонстрировал не только присущую ему эрудицию, но и осветил ряд серьезных проблем, стоящих перед наукой. В частности, отмечая успехи физики, он утверждал, что ей присущи многие открытия, «отмеченные печатью гения», и ей предстоит еще многое сделать для славы и счастья человечества. Через всю лекцию проходит четкая идея: «Наука должна служить для блага и прогресса человечества».

В те годы Ампер еще верил в существование двух гипотетических жидкостей, магнитной и электрической, но высказывал, как и его сподвижники, уверенность в существовании взаимосвязи между электричеством и магнетизмом. Занятый математическими, химическими и другими исследованиями, он, к сожалению, не принял участие в конкурсе, объявленном в 1802 году Наполеоном для поощрения исследований в области электричества, которые, по его мнению, «представляют собой путь великих открытий». Премии века удостоился английский ученый Х. Дэви, а после падения Наполеона она была упразднена. В связи с этим известный французский физик академик Поль Жаке высказал мнение, что, если бы премия продолжала существовать, она несомненно досталась бы Амперу за открытие, которое он сделал спустя 20 лет.

В течение нескольких лет Ампер успешно работает в области математики, и его мемуар по теории вероятностей получает высокую оценку крупнейших математиков, в частности академика Даламбера. Сам Ампер, будучи очень скромным человеком, писал своей жене, «что содержание его работы таково, что вряд ли во Франции найдутся математики, способные создать нечто равноценное».

По предложению Даламбера в 1803 году Ампер назначается преподавателем математики и астрономии в только что открывшемся Лионском лицее. «Теперь он почувствовал, – как писал один из биографов, – что очнулся у порога карьеры ученого».

Но судьбе было угодно нанести еще один трагический удар талантливому ученому. В июле 1803 года от «грудной болезни» скончалась любимая жена, оставив на его руках маленького сына. При поддержке и с помой деятельности, но твердо решил уехать из Лиона, где все напоминало о печальных событиях, произошедших в его жизни.

Он воспользовался предложением Даламбера переехать в Париж, где с 1804 года был назначен репетитором Политехнической школы в Париже – самой популярной среди технических школ Франции. Среди ее первых преподавателей были такие крупнейшие ученые, как Лагранж, Бертолле и др. Уже в 1809 году Ампер стал профессором математического анализа школы.

Но тяжелое душевное потрясение постоянно его преследовало. Повторный брак Ампера в 1806 году оказался очень неудачным, в 1809 году скончалась его мать, которая была ему бесконечно предана и помогала воспитывать сына. Творчеству Ампера мешали регулярные командировки в связи с исполнением обязанностей главного инспектора университета. Эта работа была утомительной для Ампера, страдавшего от сердечных приступов. Кстати, в одну из таких командировок он скоропостижно скончался в Марселе.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

До полной ocтановки
Говорите, тормоза придумали трусы? Что ж, хвала им, быстро сообразившим, что даже гужевой повозке, если, конечно, запрячь в нее не пару флегматичных волов, а четверку бодрых скакунов, просто необходимо какое-то приспособление для быстрой остановки. Тормоза первых автомобилей были построены по г ...