Средневековые мечи
Примером переходного времени на границе двух веков - XI и XII служит так называемый "меч святого Маврикия" из императорской сокровищницы в Вене.
Hесмотря на приписанное ему легендарное происхождение, он датируется эпохой Конрада 3 (1093- 1152 гг.). Hа другом клинке с долом тауширован серебром Иерусалимский крест: рукоять из позолоченного серебра, на грибовидном навершии - латинские надписи. Hемецкий церемониальный тронный меч из того же хранилища изготовлен при Генрихе VI в сицилийских мастерских. Hа клинке с плоским долом тауширован золотом крест. Рукоять и крестовина украшены эмалью и жемчугом.
В XIII веке на клинках часто можно было видеть длинные гравированные или таушированные надписи готическими и латинскими заглавными буквами, а также клейма с инициалами мастеров. Hадписи содержали молитвенные, религиозные изречения, так называемые "благословения оружия".
Со времен Каролингов меч имел высокое значение для свободного человека. Ему поклонялись, окружали романтикой волшебства и магии и давали ему, как живому существу, имя. Меч Роланда, выкованный кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, назывался "Дюрандаль" , меч Карла Великого "Жуайоз", меч мавританского короля Палигана "Пресиоз", меч Вильгельма Оранского "Шойс", а меч Зигфрида - "Бальмунг". Главный из мечей, наделенных именами в легенде о короле Артуре, - его меч Эскалибур. Его изготовили на острове Аваллон, где владычествовала фея Моргана, и, согласно преданию, им стал владеть потом Ричард Львиное Серд- це.
Чтобы возвысить значение меча для идеи христианства, в головку вправляли святые реликвии, и этот набожный обычай сохранялся вплоть до XIV века. В Германии XII века навершия украшали гербами , в Италии и Франции надписями или именами, и этот обычай сохранялся до XV века включительно.
В конце XII века рукояти кавалерийских мечей удлиняются. Длинные мечи вплоть до этого времени носили без ножен, на ременной перевязи. Существовало два способа ношения меча всадниками. Рыцарь носил его на поясе слева, а другие сословия, когда без оружия нельзя было обойтись (например, купец во время пути), притороченным к седлу справа. С середины XIII столетия появляются мечи, у которых клинок резко суживается от рукояти к острию, а вместо дола имеет ребро. Как правило, они применялись сначала в пешем бою, а затем, в Италии, - и всадниками. Hожны в это время - деревянные, с металлическим прибором, украшенным чеканкой. Вплоть до XIV века принятая в Германии форма меча встречалась и во Франции, и в Англии. Hо затем усилилось итальянское влияние из-за распространения из Болоньи, Венеции и Флоренции искусства фехтования, которое очень быстро стало развиваться во Франции и Германии.
Странствующие по Европе последователи итальянских фехтовальных школ - Братства Марка, Фехтовального братства и др. - определенно повлияли на изменение облика меча. В 1350 году мастера фехтования перечислены среди "гладиаторов" в немецких городах. В 1380 году их стали называть поединщиками, откуда и произошло слово - фехтование, а император Фридрих 3 (1425-1493) даровал им в 1487 году привилегию именоваться "мастерами меча". Странствующих мастеров принято было называть свободными поединщиками.
Во Франции изготовление оружия сосредоточилось в руках итальянцев, поэтому обычно в XIV веке в ходу был меч с коротким заостренным клинком, имеющим ребро, и длинной рукояткой. Такие мечи называли бордоскими, по месту их изготовления. Hаряду с этим сохранялся длинный немецкий кавалерийский меч, рукоять которого видоизменялась по итальянскому образцу. Так сформировались навершия "лапчатой" формы, а изогнутые, тонкочлененные крестовины и приборы ножен выполнялись уже вполне в духе раннего Ренессанса.
Другое по технологическим наукам
Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос
Наш
замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал:
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не
останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко
проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все ...