Перестройка танковой промышленности СССР
Эвакуация промышленных предприятий с запада на восток вынудила пересмотреть все планы дальнейшей мобилизации промышленности. С одной стороны, она дезорганизовала работу существующих военных предприятий, с другой - появилась возможность большей концентрации производственных мощностей, создания крупных высокоэффективных предприятий, таких, как знаменитый Танкоград, или завод № 183 в Нижнем Тагиле.
12 сентября 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности СССР (НКТП). Главной его задачей стало резкое увеличение объемов производства танков. В состав НКТП были включены следующие предприятия, уже имевшие в 1930-е гг. опыт производства танков: в Харькове завод № 183, производивший Т-34, и № 75, изготовлявший дизельные двигатели для танков; в Ленинграде Кировский завод, выпускавший танки KB, завод № 174 (танки Т-26); в Москве завод № 37 (легкие плавающие танки Т-40); Мариупольский завод им. Ильича, производивший корпуса для Т-34, и Подольский завод им. Орджоникидзе, одним из видов продукции которого было производство бронекорпусов для танка Т-40. Однако к началу сентября 1941 г. большинство из них уже находилось под угрозой захвата немцами. Поэтому одновременно в состав НКТП вошли и предприятия, расположенные в восточных районах страны, которым предстояло слиться с эвакуируемыми танковыми заводами: ЧТЗ должен был принять Кировский завод. Уральский вагоностроительный - завод № 183, Уральский турбинный - двигательный цех Кировского завода. Уральский завод тяжелого машиностроения - Ижорский завод. Кроме того, в состав НКТП вошли Сталинградский тракторный завод, приступивший к выпуску Т-34, № 264 в Сталинграде, налаживающий производство бронекорпусов для СТЗ, и № 112 ("Красное Сормово"), ранее работавший на нужды флота, а теперь тоже переориентированный на изготовление танков Т-34.
Кроме того, в состав НКТП в момент его создания вошли заводы, не занимавшиеся производством танков, такие, как Харьковский тракторный, автозавод им. Коммунистического интернационала молодежи в Москве, а также Коломенский, Муромский (№ 176), Саратовский и Чкаловский паровозоремонтные заводы, Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (№ 177), Кулебакский металлургический завод (№ 178)\ Часть из них пришлось впоследствии эвакуировать и слить с другими предприятиями, другие же сами стали базой, на которой развертывалось эвакуируемое оборудование.
Новые заводы продолжали включаться в состав НКТП и после его создания. Так, 9 октября 1941 г. Наркомату был передан Куйбышевский завод Особстроя НКВД, предназначенный для размещения части оборудования Ижорского завода. 21 октября НКТП получил в свое распоряжение заводы "Металлист" и им. Воеводина в Свердловске. Они были предназначены для размещения эвакуируемых заводов № 37, КИМ и Подольского им. Орджоникидзе; 24 октября в состав НКТП вошел завод № 212, эвакуированное оборудование которого оказалось на территории Уральского турбинного завода, 22 ноября - металлургический завод № 200, образованный из части площадей и оборудования завода № 78 Наркомата боеприпасов. На производство танков был отчасти переключен Горьковский автозавод, не вошедший в состав НКТП. К концу 1941 г. процесс формирования НКТП был завершен.
Вовлечение новых мощностей в военное производство продолжалось дольше. Окончательно их эффективное использование наладилось только к середине 1942 г. Но и после этого на новых танкостроительных заводах объемы производства были ниже, а оборудование и рабочая сила использовались менее эффективно, чем на образовавшихся в результате слияния старых эвакуированных танковых заводов с предприятиями гражданской промышленности. Танковая промышленность получала новые производственные мощности в основном за счет трех отраслей - транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и судостроения. Свой серьезный вклад внесли также энергетическое и тяжелое машиностроение, работающее на нужды металлургии. Усиление оснащенности уже существующих центров производства и восстановление предприятий на освобожденных территориях после перелома в ходе боевых действий в пользу советских войск позволили расширить производственную базу НКТП.
Другое по технологическим наукам
Первые полеты
Когда
17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских
полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера
Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что
знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...