Военные машины
По окончании эпохи Средневековья и после перевозки части Константинопольской библиотеки в Европу стало известно большое количество книг на греческом и латыни — от оригиналов, созданных еще в IV в. до н.э., до арабских рукописей, составленных между IX и XI вв. н.э., с переводами некоторых исчезнувших работ Александрийской библиотеки. Множество упоминаний в них касается военных машин.
Леонардо, будучи принятым ко двору Людовико Моро, представил ему краткий обзор своих возможностей как военного инженера и изобретателя. Там были, между прочими, и следующие проекты:
— мосты из сцепляющихся между собой модулей, быстро разбираемые и транспортируемые; различные бронированные укрытия и огнеметы для сжигания мостов противника;
— способы перекрытия воды, которая наполняет оборонительные рвы противника, отвода рек; разборные мосты, различные модели переносных лестниц для атак и инструменты для преодоления высоты стен издалека;
— специальные бомбарды с разрывными снарядами, выбрасывающими бомбы меньшего размера, в сражении с пехотой или открытыми гарнизонами для атаки по криволинейной или параболической траектории; разрывные бомбы, наполненные камнями;
— легкие бомбарды, которые метают дымовые снаряды, создающие искусственные облака; очень легкие в транспортировке и оказывающие сильное психологическое воздействие на противника;
— огромные бомбарды, стреляющие зажигательными и дымовыми снарядами с кораблей;
— способы тайного и бесшумного прокладывания подземных путей, которые могут проходить под стенами и даже под реками;
— колесницы, защищенные доспехами, для штурма укреплений и пушек и быстрого приближения к противнику; они должны управляться специально обученными людьми, и вслед за ними должна идти пехота;
— другие колесницы, с вращающимися косами против пехоты, должны были поддерживаться бомбардами, мортирами и искусственными средствами транспортировки для передвижения через глинистые и вязкие места;
— обширное описание легких вооружений для пехотинцев и стрелков, от усовершенствованной модели пращи до камнеметов и огнеметов.
В других рисунках и описаниях Леонардо оставил нам:
— скорострельную пушку, предвосхищающую автомат;
— диск для зарядки пушек, по типу тех, что использовались США и СССР в Первой и Второй мировых войнах;
— различные виды автоматических пушек, обслуживаемые всего лишь одним человеком с помощью одной ручки, по типу первых многоствольных автоматов, применявшихся США со времен Гражданской войны;
— исследования по традиционным вооружениям;
— гигантскую пушку, смонтированную на повозке. Ее колеса отклонялись так же, как в некоторых моделях подвески в современных немецких автомобилях, чтобы погасить толчки и скорректировать высоту. Она имела эластичные стальные пластины, число которых уменьшалось с удалением от центра и вершины созданной ими «арки». Радиус действия этой необычной громадной машины оценивался в 1000 м.
Кроме этого упоминаются катапульты и другие сложные орудия, большая часть которых так и не нашла своего воплощения.
Леонардо известен и как изобретатель большого числа видов оружия с использованием технических новинок, основанных на использовании не больших стволов, но маленьких, легко транспортируемых секций. Он придумал механизм прицеливания, которого в его эпоху практически не существовало: артиллеристы обычно прицеливались с помощью большого пальца, который они выставляли перед дулом пушки. Среди его изобретений можно назвать морское орудие и колокол, рисунки которых, если мы не знаем, что это Леонардо, можно принять за сделанные в нашем веке. Некоторые характерные элементы конструкции Леонардо, забытые до войн Наполеона: относительная легкость боевых машин и их практичность, отдающая приоритет эффективности, а не декору, — в XVI–XVII веках были настолько революционными, что тогда их не воспринял никто, кроме самого Леонардо.
Его снаряды предвосхищают то, что считается великим новшеством в конструкции некоторых элементов артиллерии НАТО и Варшавского договора.
Другое по технологическим наукам
Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.
30-е гг. XX в. ознаменовались
полетами стратостатов - высотных аэростатов с герметической гондолой, которые
позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь - космических
лучей) на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления
реактивных самолетов, а также геофи ...