Плюс электрификация всей империи

Во второй половине позапрошлого века вся импортная продукция облагалась в России непомерными пошлинами, и Карл Сименс с чисто немецкой основательностью решил наладить собственное производство необходимых комплектующих. С этой целью он в 1879 году построил на Васильевском острове первый в России кабельный завод «Сименс и Гальске» (Гальске к тому времени покинул компанию, но фамилия осталась), выпускавший, кроме того, графитные стержни для уличных светильников, а позже — телеграфные, телефонные и осветительные провода.

Благодаря Сименсам жители обеих российских столиц в 1880 году любовались первыми дуговыми лампами Яблочкова, сменившими привычные газовые, а спустя два года впервые услышали голоса «телефонных барышень». В Москве инженеры Карла Сименса построили электростанцию на Софийской набережной, которая обеспечила праздничную иллюминацию Кремля во время коронации Александра III.

Уже в 1883 году Карл Федорович Сименс получил российское гражданство, а его компания, в которой теперь работали еще два брата, Вальтер и Отто, стала поставщиком императорского двора.

К началу Первой мировой войны «Сименс и Гальске» уже превратился в многопрофильный концерн. Братья Сименс строили электростанции и трамвайные линии, водоочистные сооружения, оборудование для Транссибирской магистрали, добывали медную руду и нефть в Азербайджане и впервые в России применили асфальт для покрытия улиц в Тифлисе. Правда, такая бурная экспансия на российском рынке влекла за собой и неизбежные потери — оба брата Карла Сименса погибли на медных промыслах (один разбился, упав с коня, а другой умер от холеры).

К 1913 году основной капитал фирмы «Сименс и Гальске» равнялся 5,6 млн. руб. В том же году в Германии было осуществлено слияние головной фирмы Siemens с конкурентом — компанией Schuckert, в результате чего возник концерн Siemens & Schuckertwerke, а российская «дочка» стала называться Русским обществом «Сименс-Шукерт». Основной капитал его был определен в 15 млн. руб., а правление возглавил знаменитый российский финансист Алексей Путилов. Карл Сименс также состоял в правлении, а пост технического директора занял 43-летний инженер Леонид Красин.

О чем, видимо, не подозревали братья Сименс, так это о бурном революционном прошлом Красина — убежденного большевика, переводившего почти весь свой оклад «топ-менеджера» в партийную кассу. Так что кроме пресловутых «денег немецкого генштаба» средства на русскую революцию текли из Германии и через бухгалтерию «Сименс и Шукерт».

Хотя справедливости ради нужно отметить, что среди тогдашней российской бизнес-элиты оба Сименса, Карл и Вернер, слыли ярыми либералами. Что не мешало им получать из царских рук высшие ордена Российской империи, а в конце XIX века — и российское дворянство.

Другое по технологическим наукам

Первые полеты
Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...