Техника специальных войск
Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советс-
кой власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и
механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и
маневренности танков.
В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать
легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем сред-
ний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите
средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой
техники иностранных армий (приложение, таблица 2). Между тем, как по-
казал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939
гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне
(1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и про-
бивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противни-
ка. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного
бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки
не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника.
Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ
- быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до
70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ
могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня
могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас
хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой
брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым до-
рогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасы-
вать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль. В 1939 г.
конструкторским бюро Ж.Я.Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сен-
тябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где
принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества.
Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. и
запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм
гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мо-
щи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие тан-
ки.
О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следу-
ющий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немец-
ко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фо-
минском. С целью освобождения города советские войска предприняли
контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка -
один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредо-
точил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк
Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На
большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из
домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских
машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развали-
нами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к
штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь
постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.
Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитле-
ровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в
дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел че-
рез город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть
пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров.
В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И.Кошкина,
А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй ми-
ровой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового
танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совер-
шили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонс-
трированы членам советского правительства. Тогда же было подписано
постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Соз-
датели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм
танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный ди-
зельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, на-
дежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широ-
кие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно не-
большом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочета-
нии с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых
листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.
Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощ-
ной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пы-
тавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превос-
Другое по технологическим наукам
Полиграф (детектор лжи) история и современность
Проблема выявления лжи всегда волновала
людей. В древности прибегали к различным ритуалам, "судам божьим",
чтобы уличить лжеца и установить истину. Наш историк Н. М. Карамзин так
описывает эти мероприятия: "...древние россияне, подобно другим народам,
употребляли железо и воду для и ...