Камов Ка-50
Хвостовое оперение — самолетного типа с неподвижным стабилизатором. Шасси трехстоечное с носовым колесом, убирающееся в полете. Вертолет может совершать полет как с убранным, так и с выпущенным шасси. Несущая система включает два соосных винта диаметром 14,5 м, вращающихся в противоположных направлениях. Винты — трехлопастные, лопасть винта из ПКМ прямоугольной формы в плане с двухконтурным лонжероном, стреловидной законцовкой и электротепловой противообледенительной системой. Крепление лопасти к втулке винта — полужесткое, с помощью пластинчатого металлического торсиона.
Разработчики вертолетов Ми-28 и Ка-50 располагали лишь одним типом двигателя — турбовальным ТВ3–117ВМА, разработки ленинградского ОКБ им.В.Я.Климова. Этот ТВлД уже значительное время выпускается и используется на вертолетах Ми-24, и отличается высокой степенью надежности и хорошей ресурсностью. Его взлетная мощность составляет 2225 л.с. (двигатель может работать в таком режиме 6 минут), номинальная мощность у земли — 1700 л.с. При этом масса каждого двигателя без коробки приводов составляет всего 289 кг. Даже по сегодняшним меркам это не плохие показатели. Конструктивно ТВ3–117ВМА состоит из 12-ти ступенчатого осевого компресора, кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой приводной и 2-х ступенчатой свободной турбин. Мотогондола имеет специальную насадку — эжекторное выхлопное устройство (ЭВУ), служащую для снижения теплового излучения выхлопа. Правый и левый двигатели взаимозаменяемы — их сопла выполнены поворотными и могут обеспечивать выхлоп как вправо, так и влево.
Применение осевого компресора определило сравнительно большие габариты двигателя — его длина составляет 2,085 м, но в то же время позволила достичь высокой мощности при сравнительно небольшой температуре газов перед турбиной (975 град.С на взлетном режиме). Более серьезной проблемой является высокая чувствительность такой схемы к запыленности. Hаличие специальных пылеулавливателей лишь отчасти решает ее — 25– 30% пыли и песка все же попадает в двигатель, кроме того, включение этих устройств «съедает 4–8 % мощности и добавляет в весе по 71 кг каждое.
Встроенные масленки могут обеспечить работу двигателя в течение 20 минут после выхода из строя основной маслосистемы двигателя, которая, кстати, хорошо переносит мелкие повреждения.
Одним словом, ТВ3–117ВМА полностью отвечает предъявленным требованиям и несколько превосходит двигатель Т 700 вертолета АH-64 Апач в части характеристик мощности и, вероятно, высотности.
Кабина пилота имеет двойную (стальную высокопрочную и алюминиевую вязкую) броню, включенную в силовую схему машины. Бронированные стекла фонаря кабины и бронещитки в совокупности с металлической броней общей массой более 300 кг образуют круговую броневую защиту пилота от огневого воздействия средств поражения. Для сравнения: на американском боевом вертолете АН-64А «Апач» общая масса броневой защиты составляет всего 120 кг на двух пилотов. Система аварийного принудительного покидания машины, включающая отстрел лопастей винтов и катапультное кресло, обеспечивает спасение пилота в управляемом и неуправляемом полете во всем диапазоне скоростей и высот. Эта система представляет собой реализованную практически впервые в мире катапультную систему спасения вертолетчика. Система надежно работает во всех критических ситуациях, связанных с повреждениями Ка-50. Кресло К-37 фирмы «Звезда», созданное под руководством члена-корреспондента Российской академии наук Г.Северина, позволяет катапультироваться во всем диапазоне высот и скоростей, включая нулевые. Кроме того, пилот может с парашютом покинуть машину не катапультируясь. При задействовании системы на борту выполняется ряд последовательных операций: отстрел лопастей несущего винта, открытие створки кабины, срабатывание вытягивающего ракетного двигателя.
На «Апаче» спасение летчиков в аварийной ситуации рассчитано только на управляемый полет, который завершается посадкой. Чтобы эффективно сработала амортизация энергоемких стоек шасси, приземление АН-64А необходимо осуществить на три опоры с углами крена и тангажа не более плюс-минус 5°. А как спастись летчикам, если вертолет окажется неуправляемым? Что делать им, когда не удалось погасить возникший в полете пожар? Определенных ответов на этот вопрос не существует.
Другое по технологическим наукам
Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос
Наш
замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал:
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не
останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко
проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все ...